Роль логопеда в работе школьного ПМПконсилиума
Функциональные обязанности В функциональные обязанности учителя- логопеда как специалиста школьного консилиума входят логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций для других специалистов по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком.
Если точнее, то логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной речи школьников и сравнении этих данных с возрастной нормой:
1. Устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения; 2. Разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения школьников, нуждающихся в логопедической помощи, в соответствии с психолого- педагогической классификацией речевых нарушений: ФНР, ФФНР, ОНР; 3. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся; 4. Совместно с учителями разрабатывает программу, основной целью которой является соблюдение в школе, либо классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений; 5. Проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.
Особенности работы: При выявлении у ребенка отрицательной динамики развития в данных образовательных условиях, школьный консилиум назначает ведущего специалиста ребенку. Это может быть и логопед, в том случае, если речевые нарушения первичны и являются причиной стойкой неуспеваемости ребенка.
В связи с большой нагрузкой логопеда в школе, специалисты чаще всего не работают с детьми на второй ступени обучения, тем не менее при заявлении ребенка на школьный консилиум, либо направлении его на ПМПК, логопед должен заполнить на него логопедическое представление на консилиум по установленной форме, т.е. провести логопедическую диагностику.
Учитывая особенности и специфику обучения детей ЗПР 5-9 классов, логопед может выдавать рекомендации, проводить консультации для педагогов по коррекции письменной речи.
Важно: Грамотно заполненное логопедическое представление может явиться дополнительной доказательной базой при переводе ребенка из традиционной программы в класс коррекции.
Перечень документации учителя-логопеда Протокол первичного обследования учащихся; Журнал учета обследуемых учащихся; Журнал коррекционной работы; Список учащихся, нуждающихся в занятиях учителя- логопеда; Журнал посещаемости занятий; Состав групп; Перспективный план работы с группами; Перспективный план индивидуальной работы с ребенком; Расписание коррекционных занятий; Поурочное планирование занятий; График работы специалиста;
ВЫВОД: Таким образом, выявление и сопровождение детей с проблемами в развитии в образовательном учреждении очень важно и зависит от работы узких специалистов, в том числе и логопеда, т.к. с развитием речи у ребенка связано развитие основных психических процессов и формирование личности в целом.