Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012 года
Методическое сопровождение ФГОС система нормативной и учебно- методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации обучения по основным и дополнительным образовательных программам
Основная цель методического сопровождения ФГОС НПО/СПО Оказание методической поддержки педагогических работников и обучающихся/студентов в процессе введения и реализации ФГОС в практику образовательных учреждений Санкт-Петербурга; создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования и достижения необходимого качества подготовки рабочих (служащих).
Проблемы, возникающие при реализации ФГОС НПО/СПО Формулирование прогнозируемого результата (цели) освоения ОПОП Обеспечение соответствующих условий реализации ОПОП Изменение характера деятельности преподавателей (профессиональный цикл) и мастеров производственного обучения Определение адекватных форм (способов) оценки учебных достижений на этапе промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации
Основные направления методического сопровождения ФГОС НПО/СПО Реализация ФГОС / апробация разработанных ОПОП и их корректировки Адаптация образовательного процесса к требованиям ФГОС Разработка рекомендаций по организации учебной и производственной практики, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации Создание комплексного методического обеспечения реализуемых ОПОП
Модель целостного методического сопровождения процесса введения ФГОС НПО/СПО в практику работы образовательных учреждений Организационно-методическое сопровождение (изменение структуры и содержания методической работы; создание методической службы учебного заведения; организация творческих групп; руководство самообразованием и саморазвитием педагогических работников ; организация исследовательской деятельности; повышение квалификации педагогов) Информационное сопровождение (информационное сопровождение процесса с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий - обеспечение специальными периодическими изданиями; обеспечение доступа к сети Интернет); о Нормативно-правовое сопровождение(обновление нормативно-правовой базы ОУ- локальные акты);
Учебно-методическое сопровождение(разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) НПО и СПО ОУ, создание условий их реализации); Аналитическое сопровождение (аналитико-прогностическое обоснование состояния образовательной системы ОУ) Научно-методическое сопровождение (теоретический анализ научно-методической, педагогической литературы, нормативно-правовой базы организации образовательного процесса; разработка дидактических и методических материалов; обеспечивающих процессы развития и освоения инновационной деятельности); Научно-исследовательское и экспериментальное сопровождение(изучение реального состояния экспериментальной практики по подготовке к изменениям в ОУ в связи с введением новых стандартов );
Примерное содержание учебно-методического комплекса основной профессиональной образовательной программы Учебно-методическое обеспечение профессии/специальности может включать в себя: нормативный комплект профессии/специальности; учебно-методические комплексы дисциплин; учебно-методические комплексы профессиональных модулей; комплекс лабораторных работ; комплекс практических работ; учебно-методический комплекс учебной и производственной практики; комплекс оценочных средств; комплекс «Курсовые работы и курсовое проектирование» (для СПО); комплекс «Внеаудиторная самостоятельная работа». комплекс «Зачет», «Дифференцированный зачет», «Экзамен (квалификационный)», ГИА (выпускная квалификационная работа»
Примерная структура методического сопровождения учебной дисциплины Нормативный компонент: -извлечение из ФГОС НПО: требования к обязательному уровню подготовки выпускника по соответствующей дисциплине; - рабочая программа учебной дисциплины; -календарно-тематический план;
Обще методический компонент: Методические руководства (указания): - по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы студентов; - по написанию и защите рефератов, проектов, - по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине; - методические указания по проведению лабораторных работ; -методические указания по проведению практических работ; - планы учебных занятий (возможно - технологические карты занятий);
Методический компонент теоретической составляющей дисциплины - учебник, учебное пособие (в т.ч. электронный вариант) - конспект лекций; - дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники, технологий; - задания для актуализации знаний; - задания для освоения, закрепления знаний; - задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты); -сборник домашних заданий (варианты с указанием примерных затрат времени на выполнение); -задачник; -методические руководства по изучению темы, раздела (частная методика преподавателя); -перечень основной и дополнительной литературы для изучения дисциплины; - контрольно-измерительные материалы
Методический компонент практической составляющей дисциплины: - тематика курсовых работ (проектов); - задания для освоения, закрепления, отработки умений (лабораторных и практических работ); - методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; -перечень литературы, нормативно-технической документации, рекомендуемой к выполнению курсовой работы (проекта); -методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) по дисциплине, МДК; - фонд оценочных средств выполнения практических и лабораторных работ, защиты курсовых работ;
Методический компонент итоговой аттестации по дисциплине: комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине
Примерная структура методического сопровождения профессионального модуля Нормативный компонент: -извлечение из ФГОС НПО и СПО - требования к обязательному и уровню подготовки; - рабочая программа профессионального модуля; -календарно-тематический план;
Обще методический компонент: Методические рекомендации: - по управлению самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся/студентов; - по написанию и защите рефератов, проектов; - по проведению семинарских занятий по разделам МДК
Методический компонент междисциплинарного курса: -учебные пособия ( в том числе электронные); - дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники, технологий. -комплект заданий для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты); - методические указания (инструкции) по проведению лабораторных работ; - методические указания (инструкции) по проведению практических работ; -основная и дополнительная литература для самостоятельного изучения тем МДК; -конспект лекций; - тематика курсовых работ; - методические указания по выполнению курсовой работы
Методический компонент учебной/ производственной практики: - программа практики; -сборник заданий для освоения, закрепления, отработки умений (учебная и производственная практика); -дневники практики; - методические рекомендации по содержанию и оформлению отчета по практике;
Методический компонент контроля освоения модуля: контрольно-оценочные средства для проведения аттестации по модулю
Примерная структура методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся/студентов о Перечень видов самостоятельной работы по дисциплине с указанием примерного бюджета времени на выполнение Контрольные задания и методические указания для студентов заочной формы обучения (для СПО) Конспект лекций Опорный конспект Рабочая тетрадь Методические разработки по отдельным темам дисциплины/модуля. Перечень теоретических вопросов для самостоятельного изучения Распечатки материалов к самостоятельному изучению Темы рефератов, докладов и т.д. по дисциплине/модулю с указаниями к их написанию Справочники Комплекты тестов Задания расчетного характера, задачи, упражнения
Примерная структура методического сопровождения курсового проектирования Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, определенные ФГОС СПО и дополнительными требованиями образовательного учреждения Тематика курсовых работ Методические указания к выполнению курсовых работ в соответствии с тематикой Нормативные документы, используемые в ходе курсового проектирования Фактический материал предприятий (организаций) для организации курсового проектирования Требования к оформлению курсового проекта Типовой бланк рецензии на курсовой проект Образец курсового проекта
Примерная структура методического сопровождения ВКР Требования к знаниям, умениям и навыкам по теме ВКР в соответствии с ФГОС СПО и дополнительными требованиями образовательного учреждения Тематика ВКР Структура ВКР Требования к оформлению ВКР Фактический материал предприятий (организаций) для выполнения ВКР Нормативные документы, используемые в ходе подготовки ВКР Бланки документов по содержанию ВКР Типовой бланк отзыва на ВКР Типовой бланк рецензии на ВКР Образец выполнения ВКР
Дополнение нормативно- организационной базы функционирования ОУ В условиях отсутствия федеральных нормативных актов, регулирующих организационные аспекты внедрения ФГОС образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает/корректирует локальные акты, используя действующую нормативную базу: О заполнении журнала т/о и п/о О текущей аттестации О промежуточной аттестации О Государственной итоговой аттестации О методическом сопровождении ФГОС Положение о портфолио обучающегося/студента Положение о регинг-накопительной системе оценки Другие
Критерии результативности методического сопровождения Развитие педагогической деятельности Результаты ГИА обучающихся/студентов Оценка качества обучения работодателями, другими заказчиками образовательных услуг