Об интеграции образовательного и научно- исследовательского процесса в обучении студентов ИМЕНИТ И.Н.Глухих, зам директора по УР
ООП в ИМЕНИТ 21 направление подготовки бакалавров 2 специальности 8 направлений подготовки магистров 13 магистерских программ
ООП в ИМЕНИТ тесно связаны с приоритетными направлениями развития науки (пять из восьми), утвержденных Президентом РФ в 2011г Индустрия наносистем. Информационно-телекоммуникационные системы. Науки о жизни. Рациональное природопользование. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Виды интеграции Интеграция структур Интеграция методов Интеграция процессов Интеграция знаний (результатов процессов)
Интеграция структур Научные подразделения и материальная база используются в целях учебного процесса Научные лаборатории, ЦКП, НОЦ, созданные на базе ИМЕНИТ НИИ ТюмГУ (НИИ КИТ, НИИ ПН, НИИ Э и РИПР, полигон Приобский) Малые инновационные предприятия ТюмГУ
Интеграция процессов Процессы, характерные для научного исследования, инновационной деятельности внедряются в учебный процесс. Курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации Практики студентов Лабораторные исследования
Интеграция методов Использование методов, активизирующих творческую самостоятельность студентов в учебном процессе
Метод кейсов
Выполнение проектов Индивидуальные проекты Групповые проекты Выполняются в течение семестра с защитой проектов перед аудиторией
Бинарные лекции и дискуссии
Интеграция знаний Результаты НИР внедряются в учебный процесс (собранные данные, научно-технические разработки, модели, алгоритмы и т.п.) Результаты выполнения курсовых, дипломных работ используются для НИР (исследовательские курсовые и дипломы )
Проши практику более 30 студентов Защищено 21 ВКР, подготовлено 5 диссертаций Разработан материал (карты, данные анализа, экологические параметры и т.п.) для 7 спецкурсов кафедры Исследования Кондинских озер (кафедра Физгеографии и экологии)
Научные результаты студентов 108 публикаций (38 статей) в 2011г участие в 47 научных мероприятиях в 2011г (28 – международного и всероссийского уровня) 42 секции на СНК инновационный проект по конкурсу «Умник» 90 зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных
А общая успеваемость при этом....
Нужно ставить задачи интеграции для пользы учебного процесса повышение уровня мотивации студентов при освоении образовательных программ; внедрение интерактивных методов и создание новых средств обучения (за счет использования результатов научной и инновационной деятельности студентов и преподавателей) ; повышение успеваемости студентов.
Мероприятия для решения этих задач-1 обмен опытом по внедрению интерактивных методов обучения и результатов НИР; расширение практики открытых лекций с обсуждением результатов научных исследований и инновационной деятельности (в том числе, лекций, проводимых студентами)
Мероприятия для решения этих задач -2 активизация проектного обучения; подготовка курсовых, дипломных работ студенческими коллективами инновационных проектов весомый учет в рейтинге показателей участия в научной, инновационной деятельности; разработка инновационных проектов для нужд учебного процесса (программы, кейсы, информационные ресурсы, стенды и т.п. )
Рекомендации УМС 1.Принять сообщение к сведению. 2.Рассмотреть вопрос «Об интеграции образовательного и научно-инновационного процессов» на ученом совете ИМЕНИТ 3.Запланировать в 2012/13 учебном году проведение семинаров для обмена опытом по внедрению интерактивных методов и результатов научной и инновационной деятельности в учебный процесс 4.При проведении конкурсов инновационных проектов в университете предусмотреть номинацию для проектов, направленных на техническое обеспечение учебного процесса. 5. Активизировать взаимодействие между МИП ТюмГУ и кафедрами