Особенности подросткового возраста Педагог-психолог МАОУ ДОД ЦВР «Планета взросления» Воронов И.И.
«Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течет». (Л.С.Выготский)
«Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16– 17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». (Психологический словарь)
Кто такой подросток? «Можно смело сказать, что ребенок вырос, когда он перестает спрашивать, откуда он взялся и начинает отказываться говорить, куда он идет». «Подростки жалуются, что им нечем заняться, но, тем не менее это не мешает им отсутствовать дома всю ночь». «Природа-мать милосердна. Она дает нам двенадцать лет на то, чтобы развить любовь к нашим детям, перед тем как превратить их в подростков». «Юность – это возможно некий способ природы подготовить родителей, к тому, чтобы в будущем смириться с опустевшим гнездом». «Лучший способ удержать детей дома состоит в том, чтобы сделать домашнюю атмосферу приятной, и не позволить скуке витать воздухе».
Подростковый комплекс Проявления подросткового комплекса: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и без апелляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью; эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки лет
Полярность психики подростка: Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; Неустойчивость интересов
Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать; Интересно все сразу и ничего; Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем»; При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Кризис лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. Кризис подросткового возраста
Кто такой подросток? Фазы переходного возраста 1. Период подготовки, 2. Переходной возраст, 3. Постпереходный (постпубертатный) возраст, который характеризуется завершением биологического и физиологического формирования. Первый из обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества.
Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; Веселье, радость может быстро смениться апатией; Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Неустойчивость интересов.
Каковы ощущения подростка? Чувство взрослости; Быстрая смена настроения; Половое созревание; Внутренний Конфликт Я – уникальная личность Я – такой же как и все
Внутренний конфликт Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным! Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе.
Главным для подростка со стороны семьи является: Любовь; Доверие; Понимание; Поддержка.
Здоровье подростка По опросам социологов каждый десятый ребенок, переживая подростковый период, задумывается о самоубийстве. Ну, а от каждого пятого можно услышать такие слова: «Так все плохо и безнадежно, что хочется плакать». Помимо этого возникает целый комплекс проблем у девочек. Подростковый период для всех детей сопровождается наращиванием скелета, увеличением мышечной массы тела. И если для мальчиков это проходит проще, то для девочек увеличение жировой массы тела может стать настоящей трагедией. В это время для них становится актуальным верчение перед зеркалом, первые попытки маминой тушью сделать красивые глаза, а тут – лишний вес! Следующий этап – анорексия. Страшнейшее заболевание, которое приносит беды взрослым, не говоря уже о той угрожающей панораме осложнений, могущих возникнуть у подростков. Испугавшись того, что станет толстой и непривлекательной, девочка-подросток начинает отказываться от еды, доводит себя до голодания.
«Почемучка» Науки, которые в школе в этот момент изучаются, просто не интересны ему – они слишком конкретны и требуют такого же осознанного подхода к изучению. Он учится рассуждать и делать выводы, на основе которых потом появляются первые понятия. Дальнейший процесс, после того, как будет освоен сам механизм выведения понятий, наращивание весьма обширное понятийного аппарата. Установившиеся понятия в этом возрасте могут измениться в будущем, получить новую трактовку во время переоценки ценностей, но их фундамент – в подростковом периоде. Развитие понятийного аппарата сопровождается некоторыми особенностями: оно немного поверхностно, максималистично, а жизненного опыта не хватает для широты обхвата процессом создания понятия. Подростки много спорят. Они заговорят учителя: сначала забросают вопросами, потом начнут спорить. Дружба в это время для подростков является очень важной!
Что и как чувствует подросток? Очень интенсивно развивается чувственная сфера и сфера чувств. Подростку свойственно начать «всерьез» увлекаться чем-либо. Чувства должны развиваться. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Чувства развиваются постепенно, сначала это подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит, что мама плачет – и тоже начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся потоке общения у подростка в чувствах постепенно формируется нравственность: обида, когда обидели маленького ребенка, когда сделали гадость тебе или близкому и так далее. Но для подростков характерно только самое начало этого процесса, они чувствуют слишком сильно, что позже проходит, чувства становятся более спокойными, а им начинают предшествовать рассуждения.
Сверстники Огромную роль в жизни ребенка-подростка будет играть его школьный коллектив, его друзья, а впоследствии – поздний подростковый возраст – сформировавшаяся компания. И значения ее нельзя преуменьшать. Если в возрасте до лет ребенок был домашним, спокойным и любил читать книжки, то к подростковому периоду все меняется. Дома он усидеть не может, его тянет пообщаться с друзьями и школьных переменок вкупе с уроками явно не хватает. Какие бы ни были расчудесные отношения с родителями и вообще внутри семьи, заменить друзей ребенку никто не сможет. Важно помочь ребенку достойно войти в коллектив, послушать, что считается важным, а что – нет, прояснить ему некоторые моменты, если уж они стали проблемой для подростка и вызывают кучу вопросов. Если ребенок не может увидеть свою нишу среди приятелей и друзей, осознать свой недостаток или наоборот положительное качество, которое ему поможет стать увереннее, то помочь ему как никто сможет родитель. И справится с изменчивостью жизни и людей вокруг – тоже.
Интерес подростка к вопросам секса Проблема объяснения подростка с родителями относительно вопросов секса рано или поздно встает перед каждым. Из каких источников, если не от родителя, попробует ребенок узнать о сексуальной сфере, можно только догадываться. И в этом деле главное – не утратить золотую середину. Не бросаться раньше времени в разговор и таинственно, негромко вещать о тех подробностях, которые еще не интересуют подростка, не затягивать объяснения отговорками «дорастешь, потом расскажу». Не мяться и не жаться, не краснеть и не заикаться. Сфера сексуальных отношений – одна из неотъемлемых в жизни человека, почему же о ней нужно так странно говорить? Если так ее подать для ребенка, то он и будет относиться к ней соответствующе: как к чему-то, о чем – тсс! Либо наоборот – покричать, чтобы все были шокированы. Смаковать подробности и объяснять все «до винтиков» - тоже не стоит. Для каждого возраста есть свой необходимый минимум, который хорошо укладывается в голове и не заставляет «перепрыгивать» барьеры возраста.
Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом? 1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности. 2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия. 3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это – рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности. 4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.
Правила для родителей подростков: Помочь ребенку найти компромисс души и тела. Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков. Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Не перегружайте ребенка опекой и контролем. Демонстрируйте взаимное уважение. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
Рекомендуемая литература: "Социальная педагогическая психология". (Санкт-Петербург, 2000 г.) А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. Хрестоматия "Психология подростка". Российское Педагогическое Агенство. (Москва, 1997 г.) Ю. А.Фролов. "Психология" книга-2. (Москва, 1995 г.) Р. С. Немов. "Психологические особенности агрессивного поведе-ния подростков и условия его коррекции". (Москва-Воронеж, 1996 г.) Л. М. Семенюк. "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми". (Санкт-Петербург, 2001 г.) Е. К. Лютова, Г. Б. Мо-нина. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Методическое пособие для учителей. – Мн Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», – 624 с. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии – 6.. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, – 432 с.
Успехов Вам, уважаемые родители!