НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Здоровьесберегающие возможности организации обучения как важный фактор формирования уклада жизни школы Степанова М.И.
Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, неадекватных возможностям учащихся Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гиподинамичный характер обучения
Вклад факторов школьной среды Установлено, что непосредственное влияние факторов внутришкольной среды на формирование здоровья учащихся составляет 30-40%
Распространенность нарушений осанки у детей в динамике многолетних наблюдений ( гг, %)
УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 55,8% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям 55,8% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям В 2,9% учреждений - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 2,9% учреждений - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 18,6% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся В 18,6% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся В 16,5% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы В 16,5% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы В 17,1% учреждений – низкие уровни освещения. В 17,1% учреждений – низкие уровни освещения. Микроклимат в 10,5% учреждениях не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям Микроклимат в 10,5% учреждениях не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям
Основные компоненты организации учебного процесса в школе Объем образовательной нагрузки Продолжительность учебного дня и недели Расписание учебных занятий Стиль преподавания (авторитарный, демократический, либеральный) Возраст начала школьного обучения Чередование учебы и отдыха на уроке, в течение дня, недели, года Программы, методы, технологии и технические средства обучения Комплектация и наполняемость классных коллективов
состояние здоровья старшеклассников в зависимости от объема образовательной нагрузки показатели здоровья общеобр-ные классы профильные классы (ПК) ПК с максимальным объемом образовательной нагрузки функциональные изменения 2859,03009,63335,7 хронические болезни 884,6969,01050,0 общая патологическая пораженность 3743,63978,64385,7 группы здоровья I 2,0-- II 50,042,935,0 III 48,057,165,0
Модульная методика составления расписания составления расписания позволила: позволила: Сократить многопредметность в течение многопредметность в течение учебного дня и недели при учебного дня и недели при сохранении всех изучаемых дисциплин Сократить дневные маршруты учащихся по перемещению из одного кабинета в другой Обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке Сократить объем и время подготовки домашних заданий Создать условия для личностно-ориентированного личностно-ориентированного подхода к ученику Уменьшить вес ежедневного комплекта учебных пособий
Влияние модульной организации расписания уроков на функциональное состояние учащихся 5-9 классов
При модульной методике составления расписания снижение числа ежедневно изучаемых предметов позволило снизить вес комплекта учебников учащихся: до 3,5 кг у 5-классников до 4,0 кг у 6-классников Вес ежедневного учебного комплекта учащихся 5-6 классов учащихся 5-6 классов Модульное расписание Традиционное расписание
Влияние разной наполняемости классов на функциональное состояние учащихся % усл. ед. наполняемость класса чел-кнаполняемость класса > 25 чел-к
12 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового и традиционного календаря школьных каникул Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового и традиционного календаря школьных каникул начало года середина года конец года
Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания - класс авторитарного педагога- контрольный класс
Степанова Марина Исааковна Д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания р.т НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН