Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко Людмила Валерьевна
Цели урока: Углубить представления о личности и творчестве М. Горького; Расширить понятие о романтизме; Рассказать о новаторстве Горького в развитии романтических традиций; Развивать навыки сравнительной характеристики героев, навыки анализа текста; Раскрыть замысел писателя.
РОМАНТИЗМ --- Особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально- конкретных связях человека с окружающей действительностью; изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Отличительные черты романтических образов Горького: Гордая непокорность судьбе дерзкое свободолюбие цельность натуры героичность характера
Герои ранних произведений Горького: гордые, сильные, свободолюбивые одинокие люди разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства
Коренная черта этого литературного направления----- противостояние романтика и окружающего его мира
Беседа по вопросам: С помощью каких художественных приёмов создаются образы героев? Назовите приёмы, с помощью которых создаётся образ порта. Как связано описание порта с основным сюжетом рассказа? Каково значение портрета Челкаша? С помощью каких приёмов написан портрет? Как строится портрет Гаврилы? В чём смысл противопоставления героев--- Челкаша и Гаврилы? Какую роль играет пейзаж в произведении?
Какую роль играет пейзаж в произведении? Является ли море действующим лицом? Какое настроение создают картины моря? Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы? Вопросы к главе III: Кто, по-вашему, виновен в ссоре героев? Каким в сцене ссоры предстаёт каждый из героев? Почему Челкаш отдал деньги Гавриле? Кому сочувствует автор, кого обвиняет?
Итог урока: В каких строках, по-вашему, заключена главная идея произведения? Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького? В чём вы видите особенности романтизма Горького?
Домашнее задание: Подготовить сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы с использованием цитат
РЕФЛЕКСИЯ. Какое впечатление осталось от урока? Какие были трудности? А что-нибудь особенно запомнилось?