Тема урока: «Планета Земля» МБОУ «Долголесковская ООШ» Каменский район Тульская область Учитель биологии Синдеева Е.А.
Цели урока 1. Познакомить учащихся с представлениями о Земле в древности и в современное время. 2. Охарактеризовать форму, размер и особенности вращения Земли. 3. Ввести понятия: глобус, ось Земли, экватор, полюс Земли, орбита, сутки, год. 4. Формировать навыки работы с глобусом и картой по определению экватора, полюсов, полушарий.
Выберите правильное утверждение 1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. 2. Невооруженным глазом можно увидеть миллион звезд. 3. Созвездия – участки звездного неба. 4. Звезды первой величины самые яркие. 5. Полярная звезда служит ориентиром на юг. 6. Солнце – звезда сверхгигант. 7. Раньше людей, изучающих звезды, называли астрономами. 8. Звезды можно наблюдать с помощью бинокля, подзорной трубы и телескопа. 9. Звезды неподвижны. 10. Звезда – раскаленный газовый шар огромной массы.
Представления о мире древних египтян Земля казалась им плоской, а небо – громадным куполом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то на краю света! Египет находится в центре Земли. Небесные светила как бы подвешены на своде.
Представления в Индии Плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается 4 слонами, которые стоят на огромной черепахе, плавающей в океане
Вселенная по представлению древних греков Земля - плоский диск, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и заходят звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу
Представления о мире народов Междуречья Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля, покоившаяся на поверхности мировых вод и представлявшая собой огромную гору. Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля, покоившаяся на поверхности мировых вод и представлявшая собой огромную гору. Море считалось запретным. Каждый, кто пытался бы исследовать его дали, был обречен на гибель Море считалось запретным. Каждый, кто пытался бы исследовать его дали, был обречен на гибель
Клавдий Птолемей Знаменитый древнегреческий астроном и астролог, математик и географ II век н. э.
Николай Коперник
Доказательства шарообразности Земли
Эратосфен Измерил окружность Земли по меридиану с помощью гномона. Косвенно доказал ее шарообразность.
Фернан Магеллан Морская экспедиция во главе с Ф. Магелланом в XVI в. совершила первое кругосветное плавание. Данное путешествие доказало, что Земля шарообразная.
1. Длина окружности Земли км. 2. Диаметр Луны в 4 раза меньше диаметра Земли. 3. Диаметр Земли в 109 раз меньше диаметра Солнца.
Глобус – модель Земли, уменьшенная в миллион раз. Ось Земли – воображаемая линия Орбита – путь движения небесного тела Экватор – это линия, условно проведенная на поверхности Земли на одинаковом расстоянии от полюсов. Полюс Земли – точка пересечения земной оси с поверхностью Земли.
Лабораторная работа 2 «Работа с картой, глобусом, атласами: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий» 1. Рассмотрите глобус или карту. 2. Найдите Северный и Южный полюса, экватор, Северное и Южное полушария. 3. Опишите их местоположение на глобусе (карте).
Различие в количестве света, поступающего на поверхность Земли
Вращение Земли 1. Суточное вращение – вокруг своей оси, за сутки (24 часа), происходит смена дня и ночи. 2. Годовое вращение – вокруг Солнца, за год (365 дней 5 часов 48 мин. 46 сек. или 366 дней), происходит смена времен года. 3. Земля вращается с ЗАПАДА на ВОСТОК (против часовой стрелки)
Домашнее задание п. 2, пересказ Выполнить задания 3-5 в р.т.