Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт:
Павел Петрович Бажов Человек труда в сказе «Каменный цветок» (5 класс)
Родители писателя Августа Стефановна и Пётр Васильевич Отец был мастером сварочного цеха Сысертского металлургического завода на Урале. Мать – искусная женщина.
Детство прошло в среде уральских мастеров. Здесь рабочие жили впроголодь, едва сводили концы с концами. Была бесправная, мучительная жизнь со стихийным протестом против такого существования, ненавистью к мучителям и мечта о свободной жизни, о свободном труде.
Подумай и ответь… - Где происходит действие сказа? Сказы Бажова наполнены реальными географическими названиями: Гумешки, Мраморское. Художественное пространство в произведениях Бажова уникально: с одной стороны, это подлинное место, с другой- своеобразный иной мир.
Подумай и ответь… - Назовите главных героев сказа. Главными героями сказов Бажова являются прежде всего уральские умельцы. Разговор о герое Бажова – это разговор о мастере.
Лексическая работа - Объясните лексическое значение слов: мастер, мастерство. - В каком произведении, изученном нами ранее, основной характеристикой главного героя является его мастерство? Положительные герои русского фольклора всегда изображались как мастера. В сказке «Царевна-лягушка» впервые появляется имя царевны (Василиса Премудрая) тогда, когда героиня сказки начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В умении мастерски работать заключено высокое достоинство и ценность человека.
Подумай и ответь… - Какие черты героя народной сказки можно отметить в образе Данилы? - Почему его называют блаженным? Блаженный – в высшей степени счастливый; не совсем нормальный, близкий к Богу, юродивый.
Подумай и ответь… Выразительное чтение фрагмента от слов «Сиротка круглый был этот парнишечка…» до слов «На той игре и постигла его беда». - Как характеризует Данилушку отношение к миру окружающей природы»
Подумай и ответь… - Найдите в тексте и выразительно прочитайте эпизод, в котором наиболее отчётливо проявляется характер Данилки- недокормыша. - Кто помог открыть в Даниле художника, талантливого камнереза?
Подумай и ответь… - Каким предстаёт перед нами Прокопьич в начале сказа? - Почему старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке?
Лексическая работа - Что такое талант? Кого в сказе можно назвать талантливым человеком? Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Человека, обладающего такими качествами, способностями, называют талантливым.
Лексическая работа Выразительное чтение текста от слов «Погрозился так- то, ушёл, а Прокопьич дивуется…» до слов «Что ещё не знаю, всё тебе открою… Не потаю». - Где в приведённом фрагменте выражено отношение Прокопьича к Данилушке? - Почему прежние ученики Прокопьича были признаны им непригодными к малахитовому делу?
Подведём итоги… - Какими качествами должен быть наделён человек труда, настоящий мастер? Настоящий мастер должен быть наделён талантом, способностью восхищаться красотой окружающего мира, обладать терпением, трудолюбием.
Домашнее задание Прочитать статью «В мире художественного слова П.П.Бажова» Индивидуальное задание Подготовить сообщения: о малахите, о вазах из малахита, о Хозяйке Медной горы. Групповое задание 1. Оформить выставку рисунков учащихся «Каменный цветок». 2. Нарисовать вазу, которую хотел создать Данила-мастер.
Использованные ресурсы 1. jpg jpg