1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Парадигматические отношения Это отношения между элементами языка, объединяемые в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями, которые связывают.
Advertisements

Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
ТРИ АСПЕКТА ЗВУКОВОЙ РЕЧИ ЗВУК АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект: звук - колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой.
Фонетические единицы языка.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Транксрипт:

1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

2 С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой- либо среде, доступный для звукового восприятия. Акустика различает в звуке следующие признаки: 1. Высоту, что зависит от частоты колебания. 2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний. 3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени. 4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков. 5. Устройство речевого аппарата человека

Классификация звуков Классификация звуков Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм. Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм. 3

4 Классификация гласных звуков. Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука, на передние, средние и задние. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука, на передние, средние и задние. Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы ; заднего ряда у о а. Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы ; заднего ряда у о а. Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного - верхние, средние и нижние. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а. Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного - верхние, средние и нижние. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

5 Классификация согласных звуков. Шумный - сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок. Шумный - сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок. Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. В результате возникают смычные, или взрывные согласные, щелевые или фрикативные. Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. В результате возникают смычные, или взрывные согласные, щелевые или фрикативные.

6 Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.

7 Среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается с мягким небом. К заднеязычным относятся русские к, г, х.

8 Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные (например, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.

Фонема (др.-греч. φώνημα «звук») минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов): при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом ом); при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( ); при удалении фонемы также получится другое слово (т он тон). 9

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы. 10

Фонетическое членение речи Фонетические единицы речи Фонетическая фраза (синтагма) отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами. 11

Другие фонетические единицы Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) часть фразы, объединенная одним ударением. Слог наименьшая единица речевой цепочки. Звук минимальная фонетическая единица. 12

Интонация под Интонацией понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). 13

Функции интонации Одной из важнейших функций интонации является определение законченности или незаконченности высказывания; Другой не менее важной функцией интонации является определение модальности высказывания различение повествования, вопроса и восклицания. 14

Фонетические процессы Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, которые осуществляются в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции и т.д. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения, например, редукция. 15

Ассимиляция один из видов фонетической ассимиляции, при котором один звук уподобляет себе другой звук, стоящий рядом. В основе его лежит такое же точно приспособление физиологических работ, необходимых для произнесения известного звука к работам другого звука, какое вызывает и прочие виды звуковой ассимиляции. 16

Аккомодация (от лат. accommodatio приспособление) один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. 17

Диссимиляция или расподобление заключается в приспособлении (аккомодации) одной физиологической работы, необходимой для произнесения известного звука, к другой работе, необходимой для звука, соседнего с первым. Приспособление это достигается не путем уподобления одной работы другой, которое влечет за собой ассимиляцию одного звука другому, а напротив, путем увеличения разницы между двумя смежными физиологическими работами, в результате которого получается и увеличение разницы между звуками, соответствующими этим работам. 18

Редукция В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем под ударением,– более кратко и с меньшим напряжением органов речи (этот процесс в лингвистике называется редукцией). 19

Функции, выполняемые фонемами 1)Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм) 2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке. 20

Типы фонем Аллофон (греч. άλλος другой и φωνή звук) реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Несмотря на широкий диапазон аллофонов одной фонемы, носитель языка всегда в состоянии их распознать. 21

Транскрипция Это особая система письма, применяемая для точной передачи звукового состава устной и письменной речи. Основное правило транскрипции – один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку. 22

Транслитерация Это побуквенная передача слова, записанного средствами одной графической системы с помощью средств другой графической системы. 23