Тема занятия 2: «Грамматические ошибки в структуре предложения»
Цель занятия:
Ошибки в структуре предложения. 1. Ошибки в построении предложений с однородными членами.2. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.4. Смешение прямой и косвенной речи.5. Ошибки в построении сложных предложений.6. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. 7. Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры Комментарий 1) Те, кто настойчиво стремится к своей цели, достойны уважения. 2) Те, кто побывали в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов. 1) Находим основы: те достойны уважения (основа главной части), кто стремится (основа придаточной части). При местоимении кто глагол всегда стоит в ед.ч. Это предложение построено правильно. 2) Находим основы: те могли видеть, кто побывали (глагол при местоимении кто стоит во мн.ч.). Это неправильно построенное предложение. Нужно сказать кто побывал.
Ошибки в построении предложений с однородными членами. Пример предложения с ошибкой Комментарий 1) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу зрителей. 2) Писатель тщательно изучил и рассказал об этом историческом факте. 3) Я взял книгу, лежащую на столе и которая принадлежала учителю. 1) Второй частью союза НЕ ТОЛЬКО является НО И, а не А ТАКЖЕ. Поэтому правильное предложение звучит так: Эта книга адресована не только специалистам, но и широкому кругу зрителей. 2) Глаголы изучил и рассказал управляют разными падежами. Изучил (кого? Что?) В.п., рассказал (о чем?) П.п. Предложение нужно строить так: Писатель тщательно изучил этот исторический факт и рассказал о нем. 3) Союз И не может соединять определение и придаточную часть. Предложение нужно строить так: Я взял книгу, лежащую на столе и принадлежащую учителю. (однородные определения) Или Я взял книгу, которая лежала на столе и которая принадлежала учителю. (однородные придаточные)
Ошибки в построении сложных предложений. Предложение с ошибкой Комментарий 1) Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 2) Эти слова заключают в себе всю силу памяти и как мы от нее зависим. 1) Придаточное определительное всегда стоит после слова (группы слов), к которому относится. Правильный вариант: Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене. 2) В этом предложении для присоединения придаточной части необходимо использование указательного местоимения ТО. Правильное предложение: Эти слова заключают в себе всю силу памяти и то, как мы от нее зависим.
Смешение прямой и косвенной речи. Пример с ошибкой Комментарий Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненным. Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. При замене прямой речи косвенной меняются местоимения и формы глагола. Правильный вариант: Игорь сказал, что хочет лучше быть убитым, чем полоненным.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Пример с ошибкой.Комментарий Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутая необычайной поэзией. Причастие проникнутая относится к существительному произведение. Правильный вариант: Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутое необычайной поэзией.
Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением. Повторим теорию. Комментарий Приложение – это определение, выраженное существительным и согласующееся с определяемым словом в падеже. Н-р: Единственным попутчиком была Наташа, застенчивая худенькая девушка. Наташа (какая?), застенчивая худенькая девушка. Застенчивая худенькая девушка – это приложение. Особым видом приложений являются собственные наименования, обозначающие названия газет, журналов, худ. произведений и т.п. В журнале «За рулем» много интересного. «За рулем» - приложение. Если перед приложением стоит определяемое существительное, то приложение сохраняет начальную форму во всех падежах. Если перед приложением нет определяемого существительного, то приложение меняет форму. Н-р: В «Известиях» мы прочитали о происшествии. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». Это предложение построено неправильно. Название телепередачи должно стоять в начальной форме, так как перед приложением стоит определяемое существительное. Правильный вариант: Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловая Москва».
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. Это задание основано на умении строить предложение с деепричастным оборотом. Правило звучит так: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к одному и тому же лицу или предмету. Рассмотрим пример 1. Обдумав план сочинения, я стал подбирать эпиграф. Находим подлежащее и смотрим, относится ли деепричастие к этому подлежащему. Я обдумал план сочинения (можно деепричастие заменить глаголом). Предложение построено правильно. Рассмотрим пример 2. Возвращаясь домой, шел дождь. Рассуждаем так же. Находим подлежащее и смотрим, относится ли к нему деепричастие. Дождь возвращался домой. Дождь не может возвращаться домой. Предложение построено неверно.
Домашнее задание. 1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами. Д) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью
2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Все, кто опоздал на первую пару, извинился перед преподавателем. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Согласно приказа субботник перенесли на апрель. 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Он обратился и получил помощь от директора завода. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) В ТРЦ «Карнавале» сегодня распродажа. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами Д) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7)неправильное построение предложения с косвенной речью
3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) В своём тексте автор поднимает проблему о взаимоотношениях учителя и учеников. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова. 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Никто из тех, кто находится вне этой комнаты, не услышат ни звука. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике». 4)ошибка в построении предложения с однородными членами Д) Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7)неправильное построение предложения с косвенной речью
4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Все, кто уезжал через две недели в столицу, со брался у Нежинских. 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория эволюции Чарльза Дарвина. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами Д). К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7)неправильное построение предложения с косвенной речью
5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Уроки состоятся согласно расписания. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) «Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона» 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым В)Те из вас, кто хочет быстро сбросить лишний вес, должен выполнять этот комплекс упражнений каждый день. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) В повести «Капитанской дочке» многие эпизоды Пугачевского бунта отражены исторически достоверно. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами Д) Сестры ждали и радовались предстоящим каникулам. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7)неправильное построение предложения с косвенной речью