МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Разработчик: Маликова И. В., учитель физики МБОУ СОШ 1 г. Мончегорска Мурманской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Advertisements

« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ План 1. Понятие о социологическом исследовании, его разновидностях. 2. Программа социологического исследования.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Метод(от греч. «путь исследования, теория, учение») - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического.
Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. Старший преподаватель кафедры.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Методы, применяемые в естествознании
Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Транксрипт:

МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Разработчик: Маликова И. В., учитель физики МБОУ СОШ 1 г. Мончегорска Мурманской области

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. А. С. Пушкин От автора Эта презентация для учителей и учащихся, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью. В ней дается определение «метод исследования», приводится классификация методов исследования, подробно рассматриваются эмпирические методы.

Содержание 1. Понятие «метод исследования». 2. Классификация методов исследования. 3. Эмпирические методы. 4. Теоретические методы.

Понятие «метод исследования» Понятие метод (от греч. – «способ познания») означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

методы формальные и содержательные эмпирические и теоретические фундаментальные и прикладные методы исследования и изложения и т.п.

Классификация методов исследования методы построения теории: (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический ) методы сбора информации: (мониторинг, сравнительные исследования, наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, анкетирование, интервью) методы обработки и анализа данных: (ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.)

Методы исследования Эмпирические Наблюдение (стандартизированное, свободное, включенное, контролируемое, прямое или косвенное) Контент – анализ (анализ документов) Опросы (социологические) Анкетирование (закрытое, открытое, комбинированное) Тестирование (интеллектуальное, личностное, вербальное, процессуальное, проектное, тесты состояний и свойств, достижений и т.д.) Метод измерения (получение количественных данных об изучаемых объектах) Интервьюирование Теоретические Логические: Анализ Синтез Классификация Типологизация Абстрагирование Сравнение Обобщение Аналогия Интегрирование Систематизация Моделирование Умозаключение Метод формирования гипотез Метод продуцирования идей Мыслительный эксперимент Метод проектирования

Эмпирические методы исследования разделяются на количественные и качественные количественные отвечают на вопрос кто? и сколько? качественные – как именно? и почему?

НАБЛЮДЕНИЕ Наблюдение – метод исследования, который предусматривает получение информации путем непосредственного наблюдения за действиями объекта исследования в определенных ситуациях. Основные виды – личные наблюдения исследователя и наблюдения с использованием технических средств. Существуют такие разновидности наблюдения: - стандартизированное – не стандартизированное; - включенное – невключенное; - открытое - скрытое; - лабораторное – полевое -систематические, эпизодические и случайные наблюдения.

НАБЛЮДЕНИЕ Формы фиксации могут быть различными: бланк, дневник наблюдения, фото-, видео- и др. техника.

Контент-анализ Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ - по А.Г. Здравомыслову - научно обоснованный метод чтения между строк.

Контент-анализ Количественный Что говорится Качественный Как говорится

Социологический опрос Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей или отдельному человеку. устные опросы (интервьюирование); письменные опросы (анкетирование); очные опросы; заочные опросы: почтовые, телефонные, и др. экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.

Почтовый опрос – разновидность анкетирования, которая рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде почтовый опрос заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Преимущества – относительно умеренная стоимость и простота организации (нет потребности в подборе, учебе, контроле за деятельностью большого количества опросчиков и расходов, на оплату их труда, возможность выбора респондентом самого удобного для него времени заполнения анкет). Недостатки – неполное возвращение анкет: не все респонденты заполняют анкеты и отсылают их исследователям, потому заполненные анкеты часто не отображают всю полноту картины исследования.

Телефонный опрос. Преимущества этого метода в скорости проведения исследования, низкая стоимость, оперативность. Недостатки – часовое ограничение интервью (оно не должно превышать больше 10 мин.), а также потребность привлечения специально наученных интервьюеров, затрата временных или денежных ресурсов на их инструктаж. Телефонный опрос может использоваться эффективно для определенной группы – как правило, это пенсионеры, домохозяйки и другие категории, которые имеют достаточно свободного времени и широко используют телефон как

Онлайн – опрос – этот метод в последнее время приобрел популярность, потому что на многих интернет-сайтах есть своя мини-анкета. Преимущество метода – быстрое получение информации, а также простая и удобная для участника форма анкетирования, – респондент может ответить на вопрос в любое удобное для себя время. Недостаток – отсутствие личного контакта с респондентом, который не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов и ограниченность массива данных.

Анкетирование – это обращение к человеку или группе лиц с вопросами в письменной форме. Цель анкетирования – получить достоверную информацию. Для этого нужно учитывать особенности разных вопросов и придерживаться ряда правил и принципов составления анкеты. Анкета – это бланк с вопросами.

Тестирование это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ Измерение совокупность операций по применению системы измерений для получения значения измеряемой физической величины. Конкретные методы измерений определяются видом измеряемых величин, их размерами, требуемой точностью результата, быстротой процесса измерения, условиями, при которых проводятся измерения, и рядом других признаков. По характеру зависимости измеряемой величины от времени измерения методы измерений подразделяются на: статические, динамические. По способу получения результатов измерений (виду уравнения измерений) методы измерений разделяют на прямые, косвенные, совокупные и совместные.

Интервью Контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Недостатки метода: большие временные затраты (по сравнению с анкетированием) на проведение интервьюирования; возможность субъективного влияния интервьюера на результаты опроса (эффект интервьюера).

МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ По способу фиксации информации документы подразделяются на: статистические; письменные (вербальные); иконографические; фонетические. По общей значимости документы подразделяются на: официальные; неофициальные.

Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части. Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Абстрагирование В словаре С.И. Ожегова «под абстракцией понимается мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков». Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, – главный вопрос абстрагирования.

Обобщение – как метод научного познания, во-первых, логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов, во-вторых, – результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. По мнению С.И. Ожегова, обобщить – сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связано с абстрагированием.

Аналогия ( греч. – соответствие, сходство) – метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. Моделирование представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называется моделью. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Гипотеза это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.