Инновационные педагогические технологии: Здоровьесберегающие технологии. Выполнила: учитель физики Светлакова В.А.
Здоровье – это… Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия. (Устав Всемирной организации здравоохранения) Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие.
Критерии психического и физического здоровья Отсутствие заболеваний Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту) Положительное эмоциональное состояние Отсутствие вредных привычек
За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды.
Факторы, влияющие на здоровье учащегося: Санитарно – эпидемиологические (гигиенические, экологические, генетические) Социально – экономические Организационно – педагогические Психолого – педагогические (эмоциональные)
Ситуации, предрасполагающие к возникновению пограничных расстройств у школьников Неспособность справиться с учебной нагрузкой Негативное отношение педагога Смена школьного коллектива Непринятие детским коллективом Чрезмерная умственная нагрузка
Психотравмирующие воздействия: Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей Непоследовательность воспитания. Его неровность Неустойчивость в обращении с детьми.
Цель работы школы – Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника, формирование культуры здоровья, подготовка к дальнейшей успешной и счастливой жизни
Задачи: Формирование предметной компетентности Формирование информационной культуры Развитие познавательной активности и самостоятельности Развитие мышления Развитие творческих способностей Формирование коммуникативной компетентности Создание психологически комфортной среды Разнообразие учебной деятельности
1. Санитарно – эпидемиологические (гигиенические) условия проведения урока Воздух Освещенность Качества учебников Размер помещения Дизайн (видео экологические факторы) Мебель (размеры, размещение в классе) Видеоэкранные средства Шум Организация двигательного режима учащихся
2. Организационно- педагогические условия проведения уроков Плотность урока (60-80 %) Чередование видов учебной деятельности (4-7 чередований, продолжительность вида деятельности – не более 10 мин.) Проведение моментов релаксации, физкультпауз (20 и 35 минуты), чередование позы Упражнения для глаз
3. Психолого- педагогические факторы 1. Психологический климат на уроке 2. Стиль педагогического общения учителя с учащимися 3. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам 4. Соответствие используемых технологий обучения и методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников
Психолого-педагогические факторы 5. Личностные и психологические особенности учителя, его характера и эмоциональных проявлений(отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями) 6. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью 7. Обремененность учителя своими проблемами и его способность к переключению 8. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесбережения учащихся
Используемые технологии обучения и методических приемы. Приемы, способствующие коррекции и развитию учащихся; Мотивация успешности, мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», «Трудно, но мы вместе справимся»); использование различного опорного материала – конспектов, схем, таблиц, графов, кластеров и т.д.; индивидуализация и дифференциация заданий для самостоятельной работы;
Используемые технологии обучения и методических приемы. вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор; задания с практическим содержанием для развития любознательности; применение различных форм деятельности: индивидуальной, групповой; взаимообучение (взаимопомощь), взаимоконтроль; варьирование темпа обучения; создание условий для индивидуальных консультаций; оптимальные объем и сложность домашнего задания; …
Ожидаемый результат (критерии удачного урока) Отсутствие усталости у детей и учителя Положительный эмоциональный настрой Удовлетворение от сделанной работы Желание продолжать работу
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды: урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики :
- Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель: формирует интерес к своему предмету; устанавливает доверительные, партнерские отношения; продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.