ГОУ СО "Новоуральская СКШ 59" П Р Е З Е Н Т А Ц И Я Р А Б О Ч Е Й П Р О Г Р А М М Ы П О П Р О И З Н О Ш Е Н ИЮ Автор - составитель Евдокимов С.В., учитель-логопед I кв.категории
Рабочая программа по произношению для учащихся с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ТНР» (М., Просвещение, 1987), раздел «Произношение».
Программа построена с учетом специфики основного дефекта детей.
Курс рассчитан на два года – 1 и 2 классы.
Программа имеет два раздела: Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия; Развитие ритмической и звукослоговой структуры слова.
Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки.
Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Цель программы устранение речевого дефекта и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Задачи программы:
Создание мотивации к обучению;
Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слов и фонематического восприятия);
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
Овладение элементами грамоты;
Развитие навыков связной речи.
Обучение делится на три этапа.
Длительность первого этапа обучения 1 – 1,5 месяца.
Задача этого периода развитие фонематического слуха.
Второй этап обучения длится 1,5 – 2 месяца.
В это время большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Третий этап продолжается работа по дифференциации звуков: твердых – мягких, свистящих – шипящих, звонких – глухих.
Закрепляется словарный и грамматический материал.
Особенностью обучения в 1 классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.
Во 2 классе закрепляется правильное произношение всех звуков. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.
Количество занятий в неделю определяется сеткой часов. 1 класс, 1 четверть – 5 часов в неделю; 1 класс, 2,3,4 четверть – 2 часа в неделю; 2 класс – 1 час в неделю.
По окончанию курса Произношения учащиеся должны:
Правильно произносить все звуки в словах несложной слоговой структуры;
Проводить звуко - буквенный анализ и синтез;
Уметь обозначать мягкость согласных на письме;
Определять место ударения в слове;
понимать и правильно употреблять в речи новую лексику по изучаемым темам
читать по слогам и словами небольшие тексты;
правильно писать под диктовку и списывать слова, написание которых не расходится с произношением.
Литература. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской обл..- Екатеринбург, 2005 Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Гос.Думой г. Закон РФ «об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от г. 124 ФЗ (в ред. От г). Письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» от г. 48. Программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.- 1-е отделение.-М.: Просвещение, Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», с. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, с. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс (2 класс). – М.: АРКТИ, с.
Благодарим за внимание!