* Зачем приспосабливать ребёнка к системе * образования, не лучше ли приспособить эту * систему к ребенку. * Ж.Ж.Руссо
* Согласно статистическим данным : * доля здоровых детей от общего количества новорождённых -25%; * 75% (от общего количества новорождённых) - физически незрелые, с проблемами здоровья. * 86% ( всех детей) имеют неврологическую патологию; * Каждый 20 житель нашей страны относится к категории инвалидов, * в их число входит и почти полмиллиона детей.
* К категории обучающихся с ОВЗ относят детей: * с нарушениями слуха, * зрения, * опорно-двигательного аппарата, * детей с различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития, * с различными соматическими заболеваниями, * а также с выраженными поведенческой- эмоциональными расстройствами, * в том числе детей с различной степенью выраженности расстройствами аутистического спектра.
* Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст. 5) гласит «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». * Важным федеральным документом в области образования детей с ОВЗ является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. 175
* В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы", подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. * Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
* Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как в отдельных классах(интеграция), группах (инклюзия), ( или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность), так и обычных классах совместно с другими обучающимися.
В 2012 году около 300 школ России получили финансовую поддержку Министерства на создание * инклюзивной образовательной среды. В среднем, в России таких школ сегодня около 5,5% от общего количества. До 2015 года планируется создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в 20% (10 000) обычных общеобразовательных учреждений. Министерство образования России ориентировано на увеличение доли детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, которым будут созданы условия для получения качественного общего образования, с базового значения в 30% до 71% в 2015 году. *
* В МОУСОШ1 в учебном году обучается 18 обучающихся с ОВЗ: * 13 детей-инвалидов, * 2 обучающихся - по программе 7 вида, * 2 обучающихся (ОВЗ )- на домашнем обучении, * 1 обучающийся (ОВЗ) учится в дистанционном режиме обучения
* Обучение данных детей в МОУСОШ 1 строится по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. * Для занятий физкультурой в МОУСОШ1 для обучающихся с ОВЗ организована СПГ (специальная подготовительная группа)
С учётом возраста, в СПГ сформированы 3 подгруппы: 1-4 классы 5-8 классы 9-11 классы. Каждая группа занимается 3 раза в неделю (2 часа -в зале, 1 час- в бассейне).
Занятия в группе СПГ построены в соответствии с Программой по физической культуре для обучающихся общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной подготовительной группе(Автор: к.п.н. Л.Н. Коданева)
* Упражнения в ходьбе с предметами
* Упражнения на плоскостопие
* Упражнения для укрепления мышц глаз
* Упражнения на осанку
Организация занятий с обучающимися СПГ намного сложнее, чем со здоровыми детьми: здесь собраны обучающиеся из разных классов, разного возраста и пола, имеющие разный диагноз и не готовые психологически к занятиям физической культурой. Такие занятия планируются в школьном расписании и проводятся до или после основных занятий.
В рамках государственной программы программа Российской Федерации «Доступная среда» в уч.году заказано оборудование для детей с ОВЗ на 2,5 миллиона рублей.
Курсовая подготовка педагогов * В октябре 2014 года 3 педагога школы ( Черненко В.А, Секерина Т.А, Иванчук Н.С.) прошли специальную курсовую подготовку в ИПКРО по программе «Доступная среда» * В марте 2014 г Дылицкая Т.Ю.прошла курсы повышения квалификации ГЦОЛИФК «Адаптивная физическая культура».
* Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
* * Основным критерием эффективности включающего образования школы должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ