ЛОГОРИТМИКА. Исторический аспект. Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Европа, начало 20 века – появление системы «ритмического воспитания», основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант. Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе. Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других.
«Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними». Г.А.Волкова ЛОГОРИТМИКА. Теоретический аспект.
слухового внимания, слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; координации движений, чувств темпа и ритма в движении; Воспитание и перевоспитание личности, характера. Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов: воспитание темпа и ритма дыхания; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:
В «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Н.В.Нищевой для логоритмических занятий отводится 1 час в неделю, но не содержится готовых тем и конспектов к занятиям. Педагогическая проблема: «Необходимость подбора содержания, методов и приемов для организации эффективных логоритмических занятий с детьми». АКТУАЛЬНОСТЬ. Аксиома: Успех коррекции речевых нарушений у детей напрямую зависит от уровня организации и эффективности логопедической помощи.
По результатам наблюдений за детьми, можно заметить, что музыкально-театрализованные игры понятны, близки и доступны детям, входят в круг их интересов, поэтому можно предположить, что наиболее эффективно занятия логоритмикой будут проходить, когда: 1.Логоритмические занятия будут включать в себя элементы музыкально - театрализованных игр. 2. В подготовке и организации логоритмических занятий объединяются усилия всех участников коррекционно – образовательного процесса: педагогов группы, логопеда, музыкального руководителя, детей и их родителей. 3. В планировании работы с детьми соблюдаются систематичность, целенаправленность и поэтапность содержания с учетом интересов, уровня речевого развития и индивидуальных особенностей детей. ГИПОТЕЗА:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: Разработка сценария театрализованного логоритмического занятия в соответствии с запросами, интересами, речевыми и индивидуальными возможностями детей. Наблюдения за детьми, выявление интересов, педагогический «Круглый стол», консилиум. Музыкальный руководитель, логопед, педагоги группы.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП: Распределение ролей, работа над костюмом и сценическим образом, разучивание элементов логоритмических упражнений, работа над звукопроизношением, дыханием, темпом и ритмом речи, просодическими возможностями, мимикой. С детьми – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа. Консультирование педагогов и родителей, мастер-классы. Педагоги, дети, родители.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: Презентация логоритмического занятия зрителям. Рефлексия, анализ результатов Дети, музыкальный руководитель, логопед, педагоги группы, родители.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД Использование «каракоке» – пение в микрофон под аудиозапись и «минусовки»; Просмотр мультфильмов, видеозаписей с фрагментами выступления других детей и собственных. Использование элементов нетрадиционной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. Использование компьютерных технологий: «Игры для Тигры», «Домашний логопед». Просмотр презентаций, слайдов. Прослушивание аудиозаписей с голосами известных актеров. Проведение конкурса чтецов - чтение стихотворений, проговаривание ролей в микрофон с последующим прослушиванием. *Использование кинезиологических методов и приемов.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ: По результатам диагностики, проведенной в середине учебного года: Из 13 детей у 10 детей звуковой компонент речи соответствует норме. 2 детей младшей подгруппы нуждаются в постановке только сонорных звуков, шипящие и свистяшие звуки автоматизированы в речи. 1 ребенок нуждается в коррекции слоговой структуры, автоматизации поставленных звуков. 79% 15% 6% Высокий уровень речевого развития Низкий уровень речевого развития Средний уровень речевого развития Вовлеченность и информированность родителей - 100%
По результатам педагогических наблюдений: Начало учебного года: Кирилл В., Данил П. имеют повышенный уровень тревожности, ярко выражена боязнь публичных выступлений, отказ от исполнения ролей. Кирилл Н. – грубые нарушения звуко-слоговой структуры слов, «лепетная» речь. Середина учебного года: Кирилл В.– охотно принимает на себя ведущие роли, пользуется популярностью в детском коллективе. Данил – исполняет роли в узком кругу знакомых людей, на публике нуждается в поддержке. Кирилл Н. – сопряженно с педагогом проговаривает короткие рассказы и стихотворения. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ: