1 Общешкольное родительское собрание МБОУ Степновской COШ «Профилактика жестокого обращения с детьми»
2 «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский
3 В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие жестокое обращение с детьми? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителями? Какие действия учителя можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть?
4 Жестокое обращение - – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
5 Основных формы жестокого обращения с детьми - 1. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. 2. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений. 3. Пренебрежение нуждами ребёнка-отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
6 4. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребёнка угрозы в адрес ребёнка в словесной форме замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
7 Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)
8 Семейный кодекс РФ гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54) право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56) лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69) немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
9 Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст ) за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст )
10 обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6) защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16) обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24) признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34) защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37) меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39) Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия « жестокое обращение » и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
11 Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.
12 Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребёнка
13 Главные институты воспитания: Школа Семья взаимодействие Духовно-нравственное развитие ребенка Для достижения общей цели эффект дает только совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.
14 В условиях семейного и школьного воспитания на становление духовно-нравственной личности влияют: 1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); 2. традиции (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и школы); 3. отношения (сердечные, душевные чувствования и настроения); 4. правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни; 5. распорядок (установленный порядок течения дел) дня, недели, года.
15 Взаимодействие предполагает создание условий: -для духовно-нравственного становления личности и саморазвития; - для формирования ценностных ориентаций на основе единых требований к ребенку; -для подготовки к жизненному самоопределению; -для позитивной социальной адаптации.
16 Пути решения Возрождение ценностной ориентации в семье, обществе. Создание практико- и семейно-ориентированных моделей, технологий, программ по нравственно- этическому воспитанию в семье и обществе. Повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений, детских организаций и социума в целом – от семьи до средств массовой информации.
17 Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально- экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.