Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик Сушкова Таисия Ивановна учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Advertisements

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик.
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Технология проблемного диалога Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф ( амер. журналист)
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение, как одна из технологий ФГОС Заместитель директора по УМР, учитель математики и информатики МБОУ СОШ 16 Майкопского района Григорян.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Поспелова И. В. МОУ СОШ 7 г. Шарыпово.
Девиз : «Открывать знания вместе с детьми».. Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
Транксрипт:

как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик Сушкова Таисия Ивановна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Образовательные цели урока Этапы урока ЗНАНИЯ - понимаемая и воспроизводимая научная информация УМЕНИЯ –применяемые на практике знания НАВЫКИ – автоматизированные действия введение материала, воспроизведение(проговаривание) задачи и упражнения многократное повторение действия

Название СодержаниеРезультат Постановка проблемы возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулировка проблемы проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения Поиск решения выдвижение гипотез проверка гипотез Решение – понимание нового знания Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклада, … Реализация продукта Предоставление продукта через публикацию, выступление Реализованный продукт- реферат, статья, доклад, книга

Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Проблемное обучение Традиционное обучение 1. Методы постановки проблемы, определения темы (развитие познавательного интереса) СЛОЖНЫЕПРОСТЫЕ Сообщение темы, целей и задач урока Проблемная ситуация (противоречие) эмоция удивления - «учитель» (малопродуктивно) - «ученик» (редко, продуктивно), -Побуждающий диалог Имитация творческой работы -Подводящий диалог (к теме) - Мотивирующий прием 2. Методы поиска решения, открытия знания Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог от проблемы или без проблемы Сообщение знания – репродуктивные методы Проверка гипотез (поиск решения): выдвигают ученики учитель решают учитель ученики

с удивлением между двумя (более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием межу житейскими представлениями и научными фактами 3. Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

с затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание 4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще. 5. Дать задание, не сходное с предыдущим. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим, Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Побуждения к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2. Сколько в нашем классе мнений? Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так», побуждение к переформированию «кто думает иначе» После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос. Тема урока может быть объявлена не в начале урока! При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы. Если проблемная ситуация не возникла (чаще при использ. приема 5 - учащиеся справились с заданием), разумен выход «Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна».

- система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока (могут входить и репродуктивные задания и мыслительные) МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЕМ Если тема абсолютно новая, нет видимой связи с предыдущими? Используйте «яркое пятно», «актуальность»: сказки и легенды, случаи из истории, науки, культуры, исторические или научные шутки, дидактическую игру типа «черный ящик», ИНОЕ…

Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» к аргументу / контраргументу: «Согласны с этой гипотезой? Почему?» к плану проверки «Как можно проверить эту гипотезу?» Подсказкак решающей гипотезе к аргументу / контраргументу к плану проверки Сообщениерешающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОДНОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ последовательное выдвижение гипотез учащимися «какие есть идеи?» сразу следует проверка каждой гипотезы «вы согласны?»,«как это проверить?» неоднократное повторение до выдвижения и проверки верной гипотезы - (диалогический цикл) выдвижение («какие есть идеи?») и сбор всех гипотез учащимися. организация групповой работы по проверке каждой версии. для каждой группы свой побуждающий диалог при обсуждении: сначала ошибочные версии, потом – правильную.

Заклинило на ошибках Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы Идея невразуми- тельна Побудите автора к переформулированною идеи «попробуй выразить свою мысль иначе» Раз – и в дамки Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), подбросьте ошибочную идею для проверки Стойко молчат Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку

Побуждающий Подводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки -Мысль ученика делает скачок к неизвестному, - Переживание учеником чувства риска, - Возможны неожиданные ответы учеников, -Прекращается с появлением нужной мысли ученика. -Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, -Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, -Почти невозможны неожиданные ответы учеников, -Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления

Творческое усвоение знаний: каждый ученик должен сам, выразить полученное на уроке знание и представить на суд собственный продукт. Главный критерий оценки – точность (адекватность) выражения нового материала. Типы продуктивных заданий Особенности применения на формулирование темы, вопросов (задавание вопросов, опросите друг друга) - сразу после введения знаний - в конце этого или начале следующего урока на опорный сигнал (схему, символ, таблицу) в классе или дома, если О.С. не составлялся учителем при введении знаний на художественный образ (метафора, загадка, стихотворение, синквейн, сказка). дома по желанию

Развивающие ориентированы на познавательную сферу ребенка и включают развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные связаны с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

1. Тема, знание (его тип)- 2. Постановка проблемы-Побуждающий диалог -Подводящий диалог -Сообщение темы с мотивирующим приемом 3. Поиск решения... … если проблема есть-Побуждающий диалог -Подводящий диалог …если проблемы нет- Подводящий без проблемы диалог 4. Продуктивные задания 5. Особое внимание – оформление записей на доске Должен получиться краткий конспект, схема, позволяющая в конце урока «увидеть» все новое знание.

развитие критического мышления через чтение и письмо Базовая модель: вызов осмысление рефлексия

Методы :составление списков известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, систематизация материала графическая (кластеры, таблицы); верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки,«мозговая атака», верное или неверное утверждение

Методы активного чтения: маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск

Заполнение кластеров, таблиц, Оформление портфолио; «бортовых журналов» Диаманта, эссе Органайзер Синквейн

знание новое, необходимое, интересное наполняет, помогает, увлекает пригодится в будущем СИЛА