ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию. ТЕМА: Формирование лингвистической компетентности учащихся 5-х классов в процессе изучения орфографии Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 9» Фомкина Татьяна Федоровна Руководитель: доцент кафедры дидактики частных методик Полькина Светлана Николаевна
Основными целями преподавания русского языка в наши дни являются пробуждение у учащихся осознанной любви к школьному предмету «Русский язык», воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, у которого сформированы все виды компетенций: языковая, лингвистическая, коммуникативно-речевая. Степень сформированности этих компетенций у учащихся проверяет итоговая аттестация. Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку 2010 года показал, что самой проблемной частью контрольно-измерительных материалов для экзаменуемых является часть В, она имеет самый низкий рейтинг, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о недостаточно сформированной лингвистической компетенции.
Лингвистическая компетентность - это знания, умения и навыки, обеспечивающие способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства.
1. Активизация работы учащихся по орфографии (5-8 классы). Сборник статей под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Учпедгиз, Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 классов: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, Баранов М.Т. Оценка орфографической грамотности учащихся 4-9 классов. Русский язык в школе ,.N Баранов М.Т. Первоначальное ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом. Русский язык в школе , N Баранов М.Т. Работа над орфографическими ошибками в У-УП. классах. - М., Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. Киев, Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии. Русский язык в школе , N Бузмакова Е.В. О повторении орфографии. Русский язык в школе. 2003, N2 1.
1. Власенков А.И. Активизация работы по орфографии. Русский язык в школе , N Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., Гадалова В.В. Работа с орфографическими понятиями при изучении ви дов орфографии. Русский язык в школе , N Гвоздев А.Н. Ос новы русской орфографии. - 4-е издание. - М, Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. М.: Школьная прес са, Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., Иванова В.Ф. Трудные во просы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, Козлова М.И. Обучение орфографии в 5-7 классах. Русский язык в шко ле , N Комисарова Л.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса на основе опознавательных признаков орфографии. Русский язык в школе , N2 5.
Н.М.Шанский: «... школьный курс русского языка должен содержать в себе сведения, формирующие у учеников не только языковую, но и элементарную лингвистическую компетенцию»
Поставив целью проекта языковое развитие личности учащихся через формирование умений и навыков осознанного грамотного письма, мы руководствовались следующими принципами: от семантики – к грамматике; от личности учащегося к правилу; от практической задачи - к теоретическому осмыслению, от её решения к формированию и формулировке; базовые теоретические сведения, необходимые для изучения правил, актуализируются в логике освоения норм правописания; формирование орфографических умений обеспечивается многократным систематическим повторением изученного ранее; обучение нормам правописания реализуется через дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей и достижений учащихся.
Система развивающих упражнений Правилоориентированные комплексные творческие
Для формирования прочных орфографических умений и навыков, обогащения словарного запаса, овладения нормами литературного языка, знанием лингвистических терминов целесообразно применять на уроках русского языка информационные и коммуникационные технологии. С помощью ИТ можно проводить уроки изучения нового материала
Учебники «Русского языка» для 5 – 11 классов под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова предоставляют широкие возможности учителю работать с различными группами учащихся 5Б класса, формировать их языковую и лингвистическую (языковедческую) компетентность