Операционализация образовательных результатов
Как представлены образовательные результаты в Стандарте? сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержание неконкретно, допускает несколько толкований; являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми не поддающимися непосредственному измерению
Например, из ФГОС НОО Обладает начальными знаниями о себе; Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью
задание Какие требования необходимо предъявить к формулировке образовательных результатов ?
К формулировке образовательных результатов предъявляются требования: иметь не расплывчатую форму ; содержание их конкретно ; не допускать несколько толкований ; быть эмпирически наблюдаемыми ; поддающимися непосредственному измерению.
Планируемые результаты Под планируемыми результатами освоения основной программы - систему операционализированных личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания ЦЕЛЬ = ПЛАНИРУЕМЫЙ = КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАНИЯ
ЦЕЛЬ = ПЛАНИРУЕМЫЙ = КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАНИЯ Цель - представляемый результат деятельности отдельного человека ( планируемый результат деятельности дошкольника ) Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала Критерии оценивания - планируемые результаты освоения программы
Для чего необходима операционализация? Процесс операционализации состоит в уточнении и конкретизации отдельных элементов требований, обеспечивающих возможность их измерения. Операционализация(от лат. operatio – действие, англ. -ореrаtionalization; нем. -Operationalisierung.) процесс определения понятий эмпирическим образом с целью возможности их измерения и проведения повторных наблюдений, которые были бы достоверными и валидными.
Что необходимо выполнить при операционализации? В процессе операционализации фиксируются доступные наблюдению и измерению признаки ( характеристики ) объектов, разложение интегрированного конечного требования на составляющие его умения.
Как должен быть написан планируемый результат? Формулировка результата должна быть такой, чтобы ее всегда можно было начать с фразы : « Ребенок будет способен...», или « Ребенок будет уметь …», или « Ребенок научится » ; Каждый результат должен содержать действие, объект и, где это возможно, условие ( условия )
Например Дошкольник научится: Выполнять ( действие ) постройку ( объект ) из кубиков, используя различные формы : чертеж, схему и т. д.( условие ); группировать ( действие ) предметы ( объект ) по заданному признаку ( условие ); составлять ( действие ) по рисунку или серии рисунков связный ( условие ) рассказ ( объект ) ;
Ясность планируемого результата Каждый результат должен быть написан простым и понятным языком, указывая, что должен уметь делать ребенок.
Возможность оценки планируемого результата Формулировка результата должна обеспечить возможность проверки и оценки деятельности, навыка или знания. Вследствие этого, очень большое значение имеет выбор глагола для результата. Для этого можно использовать таксономию Б. Блума. Такие глаголы, как « знать », « понимать », « оценивать », « давать оценку », не должны использоваться. Эти глаголы относятся к скрытым процессам и недостаточно эффективно выражают, что оценивается, не позволяют диагностировать.
Пример, как нельзя формулировать результаты Ребенок научится : Понимать термины « равенство » и « неравенство »; иметь представление о геометрических фигурах ; понимать знаки, связанные со сложением и вычитанием ; знать правило построения геометрических фигур с заданными измерениями ( отрезок, квадрат, прямоугольник ) с помощью линейки, угольника ; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ;
Согласованность планируемых результатов Каждый результат в теме ( модуле ) должен быть связан с другими результатами, кроме этого, он должен соответствовать общей компетентности или тому интегрированному умению, которое операционализируется.
Например Обучающийся научится анализировать задачу : выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое ; выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки ; составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению. решать простые и составные ( в 2 действия ) задачи на выполнение четырех арифметических действий ; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Сколько должно быть планируемых результатов? На этот вопрос не существует определенного ответа. Количество результатов ( на год, конкретное занятие ) будет зависеть от предмета и уровня требований, предъявляемых детям. Вопрос количества результатов следует рассматривать на стадии планирования.
Умение и навык Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Термин таксономия означает систематизацию, классификацию объектов по определенным критериям и принципам с целью конструирования их иерархии ( последовательности, очередности расположения в определенной структуре ). ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни ( иерархия ). ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ( Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, с. 145).
Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
Благодарю за работу !