Семинар-практикум для учителей начальных классов. Тема: «Развитие речевых процессов у детей с билингвизмом» Форма проведения: семинар-практикум. Цель: - Познакомить учителей с особенностями развития речевых процессов учащихся- билингвистов. - Рассмотреть основные методы обучения в развитии речевых процессов учащихся- билингвистов. - Продемонстрировать и предложить для использования в работе ряд игр и упражнений. Предварительная работа: - Подготовка слайдовой презентации. - Подбор игр и упражнений (пальчиковая гимнастика) Примерный ход мероприятия: 1. Вступление. 2. Теоретическая часть. 3. Практическая часть. 4. Заключение (рефлексия).
Развитие речевых процессов у детей с билингвизмом. у детей с билингвизмом. Учащиеся-билингвисты являются своеобразной группой риска, и для преодоления трудностей, с которыми они сталкиваются, нужна помощь не только учителя, но и других специалистов: психолога, логопеда, социального педагога, медика. В основу работы с двуязычными детьми положен принцип лексико-грамматического подхода к изучаемому, который является основополагающим при изучении русского языка как иностранного.
Основные методы обучения в развитии речевых процессов учащихся-билингвистов: игровые методы обучения наглядно-демонстрационные методы обучения методы ролевого моделирования типовых ситуаций словесные методы обучения
Пальчиковая гимнастика. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам Флажок Я в руке - флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Дидактические игры Игры способствуют формированию самоконтроля, освоению сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. С помощью дидактических игр можно решать различные коррекционные задачи: - формирование сотрудничества и овладение способами усвоения общественного опыта; - развитие ручной моторики; - сенсорное воспитание; - развитие речи; -развитие мышления. Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняется интерес к занятиям. Как правило дети-билингвисты не посещают детский сад, мало общаются с другими детьми до школы, поэтому дети не умеют играть в игры с заданными правилами. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование произвольности поведения и деятельности ребенка.
Уроки с использованием ИКТ Используйте ИКТ-технологии на занятиях не только как наглядную иллюстрацию материала к уроку, но и как основу для практической деятельности учащихся. Использование мультимедиа мотивирует интерес учащихся. Применение заданий построенных в виде тестов по теме, помогает увидеть результат при опросе пройденного материала. Данная форма работы, наглядная иллюстрация теоретического материала, безусловно, способствует более эффективному соотнесению детьми-билингвистами предметов с понятиями, существующими в русском языке.