Автор: Копейкина Е.В. Учитель биологии МОУ «ООШ» с. Трубетчино
Сформировать у учащихся знания о значении генетики для медицины и здравоохранения. Познакомить с основными методами изучения наследственности человека и результатами их практического использования. Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики.
Немецкий ученый впервые ввел термин «геном»
Инициатор программы «Геном человека»
Нуклеотидная последовательность всех хромосом человека расшифрована. Точно определено общее число генов человека – 35 тысяч. Ген муковисцидоза находится на хромосоме 7. Ген мышечной дистрофии Дюшена в X – X хромосоме. Один из генов болезни Альцгеймера – в хромосоме 21.
Гинеалогический БлизнецовыйЦитогенетический БиохимическийПопуляционный
Доминантный признак Рецессивный признак Курчавость Не рыжие Карие глаза Веснушки Карликовость Полидактилия Норма норма Прямые волосы Рыжие волосы Голубые глаза Норма Шизофрения Дальтонизм
излучение излучение радиоактивное рентгеновское ультрафиолетовое клетка ДНК Поврежденная ДНК мутация Солнце, УЗИ, флюорография, рентгенологическое обследование, компьютер, сотовый телефон, бытовая техника (СВЧ, телевизор)
Геномные Хромосомные Мутации
Дородовая (пренатальная) диагностика I. Ультразвук II. Фетоскопия III. Биопсия хориона IV. Аминоцентез
Генетическое нормирование и исключение мутагенов. Планирование семьи. Дородовая диагностика. Коррекция наследственных болезней.