Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 Проектная деятельность учащихся в старших классах с использованием ЦОРов
Использование ЦОРов Актуализация знаний Актуализация знаний Объяснение нового материала Объяснение нового материала Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков Контроль и оценка знаний, умений, навыков Контроль и оценка знаний, умений, навыков Самообучение Самообучение Домашние задания Домашние задания Использование ЦОРов
Джон Дьюи ( ) американский философ и педагог Метод проектов
Уильям Килпатрик ( ) американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете
– образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков Метод проектов
– это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов
Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути
Причины распространения метода проектов
необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему; значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Направленность «метода проектов»
развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Требования к использованию метода проектов
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
Типология проектов
Доминирующая в проекте деятельность Предметно-содержательная область Характер координации проекта Характер контактов проекта Количество участников проекта Продолжительность проекта Типологические признаки:
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью : Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска); Творческие (итог – спектакль, альбом); Ролевые, игровые (распределение ролей); Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат) Практико-ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно- содержательной областью: Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков); Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По характеру координации: С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы); Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По характеру контактов: Внутренние (внутри одной школы, либо между школами, классами ) ; Региональные; Общероссийские Международные
По количеству участников: Индивидуальные ; Парные (между парами участников); Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения: Краткосрочные (несколько уроков); Среднесрочные (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы выполнения проекта
Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования выдвижение гипотез их решения обсуждение методов исследования продумывание хода деятельности и распределение обязанностей сбор, систематизация и анализ полученных данных подведение итогов, оформление результатов выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)
Параметры внешней оценки проекта
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Участие в проектировании развивает поисковые и творческие способности личности; способность к самоопределению; умение самостоятельно конструировать свои знания; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с разными типами текстов; планировать свою работу и время. Метод проектов
УСКОРИТЕЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ Реферативный проект по физике
«Алмазы…Легенды и действительность»
Как представлен Иван Грозный в исторических документах и произведениях искусства
Исследовательский проект Динамика изменения микробного и химического состава воздуха в разных помещениях школы в течение дня.
Например, учебный проект по химии (ТЭД) Эксперимент, подтверждающий, что растворение является физико- химическим процессом.
Общешкольные Фестивали учебных проектов
Источники Источники