Методическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС основного общего образования в штатном режиме вводится С 1 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА
Новое содержание образования организация образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода формирование социокультурной образовательной среды школы обеспечение формирования универсальных учебных действий введение интегрированных предметов (мета предметов) непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний обеспечение индивидуализации процесса обучения Федеральный государственный образовательный стандарт
5 направлений стратегии введения ФГОС ООО: Нормативно-правовое; Кадровое; Учебно-методическое; Материально-техническое; Финансово- экономическое.
1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО в общеобразовательной организации 1.1. Соответствие Устава требованиям ФГОС ООО: - внесение необходимых дополнений и изменений и утверждение их в установленном порядке Наличие приказов общеобразовательной организации о введении ФГОС ООО: - «О переходе ОО на обучение по ФГОС ООО» - «О создании рабочей группы по обеспечению перехода ОО на ФГОС ООО» - «О разработке ООП на учебный год» - «Об утверждении годового календарного учебного графика» - «Об утверждении ООП ООО на учебный год» - «Об утверждении программы внеурочной деятельности на уч.год» - «Об утверждении программы ОО по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников» - «О разработке Положения о ВШК» - «О проведении внутришкольного мониторинга реализации ФГОС ООО» и др.
1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО в общеобразовательной организации 1.3. Соответствие локальных нормативных актов требованиями ФГОС ООО: - Должностные инструкции: учителя, классного руководителя, психолога, педагога дополнительного образования, заместителей директора по УВР, ВР … - Положения: о ВШК, о промежуточной аттестации, об учебном кабинете, об оплате труда, о методическом совете, о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО и т.д.
2. Содержательное обеспечение введения ФГОС ООО 2.1. Наличие утвержденной ООП ООО, в состав которой входят Целевой раздел Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения учащимися ООП; Система оценки достижения планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных) освоения ООП; Содержательный раздел Программа развития универсальных учебных действий Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа воспитания и социализации обучающихся Программа коррекционной работы Организационный раздел Учебный план ООО Система условий реализации ООП ООО
2.2. Наличие системы организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации Наличие программ по внеурочной деятельности Наличие системы учета внеучебных достижений учащихся Наличие инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов учащихся и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность Наличие результатов по изучению образовательных потребностей и интересов учащихся и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана Организация внеурочной деятельности в условиях сетевого взаимодействия Наличие модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях введения ФГОС ООО
3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО 3.1. Кадровая обеспеченность преподавания в 5 классах в условиях введения ФГОС 3.2. Соответствие квалификации педагогов (учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов – организаторов и др.) квалификационным характеристикам 3.3. Доля педагогических работников, прошедших курсовую подготовку по изучению ФГОС ООО 3.4. Доля АУП, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС ООО 3.5. Наличие плана-графика поэтапного повышения квалификации работников ОО, обеспечивающих введение ФГОС ООО 3.6. Доля педагогов, организующих обучение с использованием ИКТ - средств 3.7. Доля педагогов, владеющих вариативными формами оценивания процесса и результатов образования: Владеют системой оценки УУД; Используют «портфолио» учащегося; Знают особенности оценки проектной деятельности.
Уровень образовательной организации ОО Рабочая группа Круглые столы Семинар Методическое объединение Обобщение опыта Конкурсы Сайт Взаимопосещения Педсовет
4. Информационное обеспечение введения ФГОС 4.1. Учебно-методическое обеспечение реализации ООП ООО 4.2. Обеспеченность реализации ООП ООО информационно- образовательной средой в составе комплекса информационных образовательных ресурсов 4.3. Информационное обеспечение реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС ООО (п. 26) которое включает характеристики оснащения: - школьного сервера, - школьного сайта, - внутренней (локальной) сети, -внешней (в том числе глобальной) сети 4.4. Использование информационных ресурсов ОО (сайт) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП
4. Информационное обеспечение введения ФГОС 4.5. Обеспеченность ОО учебниками для пятого класса в соответствии с ФГОС ООО 4.6. Наличие документов, подтверждающих информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС ООО 4.7. Наличие в Публичном отчете (докладе) ОО раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС ООО 4.8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет 4.9. Наличие результатов изучения мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения новых стандартов
5. Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС ООО 5.1. Оценка материально-технических условий реализации ООП ООО 5.2. Разработанность сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации в общеобразовательной организации ООП ООО Направление мероприятий МероприятияСроки реализации I. Нормативное обеспечение введения ФГОС II. Финансовое обеспечение введения ФГОС III. Организационное обеспечение Введения ФГОС IV. Кадровое обеспечение введения ФГОС V. Информационное обеспечение введения ФГОС VI. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС
Преемственность ФГОС ДО, НОО, ООО, С(П)ОО: Единая методология – системно- деятельностный подход; Единая структура стандарта; 3 «Т» к ООП: -к результатам освоения ООП -к структуре ООП -к условиям реализации ООП; Создание развивающей образовательной среды; Сохранение единства образовательного пространства РФ.
Все программы состоят из 2 частей: ФГОС ДО ФГОС НООФГОС ОООФГОС С(П)ОО 60% - 40%80% -20%70% -30%2/3 – 1/3 Содержат три раздела: Целевой, содержательный и организационный; ФГОС НООФГОС ОООФГОС СОО Внеурочная деятельность Триединый результат: - Личностный, метапредметный, предметный Единая цель реализации ФГОС – обеспечение качественного образования для всех категорий обучающихся.
От школы информационно-трансляционной – к школе деятельностной НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – первичные навыки самостоятельного поиска знаний ОСНОВНАЯ ШКОЛА – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач СТАРШАЯ ШКОЛА – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на пред профессиональном уровне подготовки Федеральный государственный образовательный стандарт
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!