Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. обучающие возможности Это самая точная модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах; обладает большими возможностями мотивационно- побудительного плана; предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему; способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства; имеет образовательное значение.
Правила ролевой игры. обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни; обучающемуся необходимо адаптироваться к определённой ситуации; участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни; участники игры должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
3 этапа ролевой игры 1. Подготовительный этап А) введение обучающихся в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой; Б) знакомство с лингвистическим наполнением игры; В) предварительная тренировка лексических единиц и грамматических структур.
2. Ролевая игра. Успех игры во многом обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний, реквизита и размещения участников игры. Ролевые карточки могут быть оформлены по- разному. Например, одна сторона карточки даёт информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотные стороны карточек для розных участников различны, так как они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения. Другой вариант карточек может включать на одной стороне ролевое предписание для конкретного персонажа, а на другой – языковую подсказку.
You are in a cake shop Role card A: You are a customer in a cake shop. You want a cake for your friend. He/She is very fond of chocolate. Role card B: You are a shop assistant in a cake shop. You have many kinds of cakes, but not a chocolate cake.
3. Заключительный этап Предполагает оценку преподавателем деятельности обучающихся. Обсуждая проведенную игру, оценивая в ней участие учащихся, учителю следует проявить такт особенно при оценивании результатов ролевой игры.
Достоинства. Идёт развитие речевой инициативы; усиливается естественно - коммуникативная направленность урока. Осуществляется непроизвольное запоминание. Совершенствуется речемыслительная деятельность. Решаются многие воспитательные задачи. Формируются такие качества, как общительность, толерантность, коллективизм, т.д. Создаётся благоприятный психологический климат на уроке.