Инновационные формы и методы контроля планируемых результатов М.Пинская
Система оценивания, ФГОС и оценка в классе Новые приоритеты
Компоненты системы оценки Международные исследования Оценка в классе Срезы знанийВнешние экзамены Сбор/анализ данных
Экзамены/итоговая оценка Сертификация/переходы между уровнями системы образования Экзамены на разных школьных ступенях ЕГЭ Дополнительные вступительные экзамены в вуз Дополнительные экзамены в школе
Оценка в классе /текущая Улучшение обучения Тесты Домашние работы Проекты Презентации Наблюдения Обратная связь
Два подхода к использованию оценивания Формирующее оценивание formativ Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения Итоговое оценивание summativ Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период
Признаки зрелости системы оценивания Имеются политические основы, финансирование, подготовленные сотрудники, чёткие институциональные структуры, прозрачность для общества - среда Оценивание соответствует целям учёбы, оценивание реформируется параллельно реформированию других частей системы образования – системная интеграция Стандарты обеспечивают качество - инструменты + Акцент на формирующем оценивании/для улучшения обучения: оценка в классе, роль учителя, инновационные практики
Что ты делаешь на уроках чаще всего? 2000г.% 2002г.% Списываю с доски Участвую в дискуссии Слушаю учителя Записываю рассказ учителя Работаю в группе Думаю о своём Обсуждаю мою работу Работаю на комп-е Изучаю то, что связано с жизнью
Оценивание сегодня взгляд учителей (анкеты PIRLS -2006) Процент учащихся, чьи учителя используют оценивание в данных целях СтраныДля выставления отметок Для коррекции преподавания Гонконг 8195 Сингапур6693 Россия9965 Средняя международная 7291
Оценивание сегодня взгляд учеников (анкетирование школьников)
Оценивание в ФГОС оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;
Формы оценивания Выбор определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации: интегральная оценка, в том числе, портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся.
Источниками информации для оценивания работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
Базовые принципы оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Формирующее оценивание Процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Assessment Reform Group (2002)
Приоритеты и инструменты Оценивание является постоянным процессом
Методика «Карта понятий»
Простая кластерная карта
Карта причин Загрязнение окружающей среды Рост городов Рост населения Рост производства Бытовые отходы Развитие техники Промышленн ые отходы ? ? ?
Общая рамка естественнонаучной грамотности (Канада) Идеи и понимания, вырабатывающиеся у учащихся, постепенно расширяются и перестраиваются по мере роста их опыта и способности к концептуализации. Обучение включает в себя процесс установления связи между новым пониманием и предыдущим знанием, процесс добавления нового контекста и опыта к текущему пониманию.
Приоритеты и инструменты Оценивание может быть только критериальным
Критериальное оценивание в гуманитарных предметах Гимназия 45 г.Москва Критерий А. Знание и понимание Что оцениваетсяПри помощи чего оценивается Знание и понимание хронологии. Описание исторических и прочих событий Знание и применение фактов, терминов и понятий. Тесты, экзамены, письменные работы, устные ответы и презентации, проекты, выставки
Критериальное оценивание в гуманитарных предметах Гимназия 45 г.Москва Критерий В. Понимание и использование элементов научного познания Что оценивается При помощи чего оценивается Умение устанавливать связи между событиями. Понимание событий в связи с их исторической эпохой. Выявление причин и следствий. Выявление общего, частного и различий в процессах и явлениях. Понимание динамики исторических и прочих процессов. Устные презентации, исследовательск ие проекты, эссе, расширенные письменные работы
Критериальное оценивание в гуманитарных предметах Гимназия 45 г.Москва Критерий D. Презентация и организация информации Оцениваются уменияПрименяемые в Отбирать нужный материал. Организовывать информацию в логической последовательности. Выражать идеи четко и тщательно. Четко документировать источники. Правильно оформлять работу. Использовать различные материалы и технологии. Долгосроч- ных проектах
Самооценка работы с данными Полнота Мои данные представлены подробно, полно и тщательно Мои данные полны.Мои данные в целом полны, но некоторые значения могли быть утеряны. Мои данные не полны, некоторые значения отсутствуют Органи- зация Мои данные организованы так, что я могу легко и быстро находить нужную информацию. Мои данные организованы так, что я могу найти нужную информацию Мои данные организованы, но иногда мне трудно найти то, что нужно. Мои данные плохо организованы. Мне очень сложно найти информацию, которую я ищу Внеш- ний вид Мой записи аккуратны, красивы, их легко читать. Мои записи аккуратны, их легко читать Части моих записей перемешаны, иногда их трудно читать Мои записи хаотичны, их трудно читать. Общая оценка
Приоритеты и инструменты Учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке
Карта самоотчёта В ходе проекта я…
Опросник для самодиагностики Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно УверенноДовольно уверенно Неуверенно 1. Я могу высчитать площадь квадрата и прямоугольника 2. Я могу объяснить, почему две плоскости с одинаковой площадью выглядят не одинаково. 3. Я могу вычислить, сколько квадратных метров ковра необходимо для конкретной комнаты.
Методика «Недельные отчёты» Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Функции оценивания Оценивание – это обратная связь. Оно даёт учителю информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели. Но в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать обратную связь ученикам..
Функции оценивания Оценивание – это навигатор. Ученики узнают, какого уровня они достигли и какой род знаний является наиболее ценным. Таким образом оценивание служит для них ориентиром.
Стандарт преподавательских умений ( New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching, October 2007 ) Компетентность в планировании и подготовке уроков – высокий темп работы – концентрация и переключение внимания учеников – многообразие форм презентации материала Компетентность в управлении классом – максимальная включённость всех учеников – разнообразие форм работы и заданий – сотрудничество между учителем и детьми Максимальное соответствие потребностям учеников – максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся – дифференциация заданий по сложности и объёму – использование творческих заданий Обеспечение активности и самостоятельности учеников самостоятельная работа в группах и парах – эмоциональная вовлечённость учеников – построение коммуникации между учениками – индивидуальная работа и обратная связь Использование разнообразных методов оценивания – разнообразие инструментов оценивания – оценивание для управления учебным процессом – партнёрское, групповое и индивидуальное самооценивание
Применяемые преподавательские умения (наблюдения на уроке)
«Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно начинать реформировать школу. … И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет». А.А.Каспржак Оценивание на уровне школы как инструмент управления достижениями учащихся
Три аспекта формирующего оценивания Оценка обучения Оценка для обучения Оценка как обучение