Семинар «Современный урок в контексте требований ФГОС»
2 Понятия ФГОСМне надо запомнить! (новое, отличное от традиционного) Что включить в самообразование? Над чем поработать на учебном занятии? Задание для учителя
Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями) 3
Обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («выращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние (мышление, память, восприятие). Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. 4
5 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы 5
Учебная ситуация -особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл: дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. Создание учебной ситуации предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу); включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Учебная ситуация – основная дидактическая единица урока В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Изучаемый материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает специфичные для данного учебного предмета действия, осваивает способы действия, приобретает некоторые способности. Проектируя учебные ситуации, необходимо учитывать: - возраст ребенка, - специфику учебного предмета, - уровень сформированности УУД. Примеры учебных ситуаций: -по немецкому языку,по немецкому языку, -по физике.по физике
Классификация уроков по деятельностной направленности Урок открытия нового знания Структура урока открытия нового знания: 1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2)Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3)Этап выявления места и причины затруднения. 4)Этап построения проекта выхода из затруднения. 5)Этап реализации построенного проекта. 6)Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8)Этап включения в систему знаний и повторения. 9)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок отработки умений и рефлексии 1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2)Этап актуализации и пробного учебного действия. 3)Этап локализации индивидуальных затруднений. 4)Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. 5)Этап реализации построенного проекта. 6)Этап обобщения затруднений во внешней речи. 7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8)Этап включения в систему знаний и повторения. 9)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Деятельность учащихся : - осознают иерархию тем, - выстраивают внутренние связи, - определяют меж темные и межпредметные связи, - включение системы знаний в учебную деятельность.
Уроки развивающего контроля Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 5) этап решения заданий творческого уровня; 6) оценивание и фиксация затруднений; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Отличительные признаки современного урока Деятельность учителя не превалирует над деятельностью ученика. Воспитательные, развивающие и обучающие задачи соответствуют личностным, метапредметным и предметным результатам. Смена функций учителя (организатор, тьютор, консультант и т.д.). Обучение и деятельность носят преобразующий характер. Принцип «коллективного поиска», направляемого учителем. Создание ситуации общения, позволяющей проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Принцип гибкой структуры урока (разные формы, методы организации учебной деятельности). Дидактическая единица урока – учебная ситуация. Ученик испытывает радость от преодоления трудностей учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Технологическая карта урока – Технологическая карта урока табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля.