Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Российская академия образования
Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая - культурную идентичность, - социальную компетентность, - толерантность, - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности - Российская академия образования
Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности Российская академия образования
Функции универсальных учебных действий 2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности Российская академия образования
Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - успешности усвоения знаний, умений и навыков; - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания - Российская академия образования
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Российская академия образования
Модель системы УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Российская академия образования
Методика определения самооценки
Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка
Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Российская академия образования
Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; - - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - - к преодолению препятствий; - -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Информационный поиск Знаково-символические действия Структурирование знаний Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно) Российская академия образования
Общеучебные УУД Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий Российская академия образования
Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - - отображения учебного материала; - - выделения существенного; - - отрыва от конкретных ситуативных значений; - - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование Российская академия образования
Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов Российская академия образования
Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство Российская академия образования
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Российская академия образования
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером
УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты Российская академия образования
Диагностика развития коммуникативных универсальных качеств учащихся начальных классов
Развитие коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника
Коммуникативные универсальные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества
Толерантность – это уважение, принятие понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Личность Толерантная Интолерантная Уважение мнения других людей Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие, гуманизм Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Немотивированная агрессивность
Диагностика уровня сформированности толерантности у подростка
Методика уровня эмпатийных тенденций Эмпатия – это сопереживание, т. е. умение поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.