Архитектура Антонио Гауди «Свобода духа – мечта Каталонии» Жоан Миро Учитель ИЗО МОУ СО Богдановской школы Синебрюхова Т.В.
Жизнь великого зодчего Антонио Гауди-и-Корнета была посвящена служению архитектуре. Стремительный полёт в пространстве, пожалуй, основная идея архитектуры великого каталонца.
Первый заказ. Мануэль Висенс, владелец производства керамических изделий: кафельных плиток, черепицы, посуды, - решил построить особняк и одновременно показать горожанам образцы своей продукции. В 1878 – 1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями- беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня. В 1878 – 1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями- беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня. Дом Висенса гг гг.
В столовой на серо-коричневом каменном полу возвышается камин, покрытый жёлтыми и голубыми плитками с цветочным орнаментом. Панели стен и двери выполнены з светлого дерева; по сторонам дверей изображены стоящие в воде цапли и летающие птицы среди кружащихся осенних листьев. Выше панелей – оштукатуренные стены, по желтоватому фону которых «ползёт» плющ. Столовая кажется осенним садом, благоухающим цветочными ароматами и спелыми плодами, наполненным шумом воды, щебетом птиц и шелестом деревьев. В столовой на серо-коричневом каменном полу возвышается камин, покрытый жёлтыми и голубыми плитками с цветочным орнаментом. Панели стен и двери выполнены з светлого дерева; по сторонам дверей изображены стоящие в воде цапли и летающие птицы среди кружащихся осенних листьев. Выше панелей – оштукатуренные стены, по желтоватому фону которых «ползёт» плющ. Столовая кажется осенним садом, благоухающим цветочными ароматами и спелыми плодами, наполненным шумом воды, щебетом птиц и шелестом деревьев. Дом Висенса. Столовая. Фрагмент.
В этой ранней постройке Гауди тоже использовал керамику. В композиции дома сразу бросается в глаза высокая башня: здесь вход в здание, лестница, соединяющая разные уровни дома, и смотровая площадка. Круглый ствол башни установлен на фантастической конструкции из четырёх приземистых колонн с капителями в виде пальмовых листьев, в которых гнездятся голуби. Поверхность стен облицована керамическими плитками с выпуклыми цветами подсолнечника. Ограда смотровой площадки напоминает высохшие на солнце растения, а стоящая в центре беседка похожа на дерево. В этой ранней постройке Гауди тоже использовал керамику. В композиции дома сразу бросается в глаза высокая башня: здесь вход в здание, лестница, соединяющая разные уровни дома, и смотровая площадка. Круглый ствол башни установлен на фантастической конструкции из четырёх приземистых колонн с капителями в виде пальмовых листьев, в которых гнездятся голуби. Поверхность стен облицована керамическими плитками с выпуклыми цветами подсолнечника. Ограда смотровой площадки напоминает высохшие на солнце растения, а стоящая в центре беседка похожа на дерево. Дом Капричо гг.
В 1883 г. Гауди познакомился с Эусебио Гуэлем, богатейшим барселонским аристократом и промышленником. Он стал постоянным заказчиком и близким другом мастера. По его заказу Гауди построил дом в Барселоне – дворец Гуэль. Архитектор придал дворцу, зажатому высокими соседними домами, вид готического сооружения с устремлённым ввысь узким фасадом. Внутрь ведут два входа, вписанных в полукруглые арки. Архитектор придал дворцу, зажатому высокими соседними домами, вид готического сооружения с устремлённым ввысь узким фасадом. Внутрь ведут два входа, вписанных в полукруглые арки. Дворец Гуэль гг.
В 1900 г. Гуэль, увлёкшись идеей культурного преобразования общества, задумал построить на окраине Барселоны «город-сад». Через пять лет строительство было прекращено, т.к. оказалось невыгодным делом. Вместо города Гуэль решил соорудить здесь парк. В 1900 г. Гуэль, увлёкшись идеей культурного преобразования общества, задумал построить на окраине Барселоны «город-сад». Через пять лет строительство было прекращено, т.к. оказалось невыгодным делом. Вместо города Гуэль решил соорудить здесь парк.
Усадьба Гуэль. Ворота. Фрагмент гг.
Многие из решеток, украшающие его здания, Гауди выковал собственноручно.
У входа в парк Гуэль стоит домик привратника. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. У входа в парк Гуэль стоит домик привратника. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. Дом привратника гг.
Парк Гуэль стал первой архитектурной работой Гауди садово-паркового искусства. В этом творении он впервые осуществил свою концепцию синтеза искусств, в соответствии с которой архитектор должен был быть одновременно и живописцем, и скульптором. Дом привратника парка Гуэль. Часть крыши гг.
От входа ведет лестница, на которой сидит совсем не страшный, неуклюжий и толстый дракон. Он лениво греется на солнце у подножия «античного храма». Это сооружение было задумано как общественный рынок, а в парке его превратили в галерею – укрытие от палящего солнца. Парк Гуэль Галерея.
Стоит подняться на крышу, как образ храма исчезает, вытесняя мотивом морской волны в очертаниях линии парапета, одновременно служащего спинкой «бесконечной скамьи». Стоит подняться на крышу, как образ храма исчезает, вытесняя мотивом морской волны в очертаниях линии парапета, одновременно служащего спинкой «бесконечной скамьи».
Дом Батло построен для промышленника Хосе Батло Касанаваса. Точнее перестроен из уже существующего старого здания. Первые три этажа архитектор оформил сложными изогнутыми ограждениями, которые образованы выступами фонарей и балконов. Дом Батло построен для промышленника Хосе Батло Касанаваса. Точнее перестроен из уже существующего старого здания. Первые три этажа архитектор оформил сложными изогнутыми ограждениями, которые образованы выступами фонарей и балконов. Дом Батло гг.
Стены дома облицованы битым стеклом различных оттенков голубого, сочетание которых нигде не повторяется. Стены дома облицованы битым стеклом различных оттенков голубого, сочетание которых нигде не повторяется. Главный фасад, выходящий на улицу, похож на змеиную кожу. Главный фасад, выходящий на улицу, похож на змеиную кожу.
Это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоминающей чешуйки. Конёк крыши топорщится шипами. Это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоминающей чешуйки. Конёк крыши топорщится шипами.
Крыша дома Батло со множеством ярких, разнообразных по форме дымоходов выглядит как парк Гуэль в миниатюре. Дом Батло. (Башни) гг. Дом Батло. (Башни) гг.
Волны подсказали архитектору плавные, текучие линии одного из самых знаменитых домов Барселоны – Каса Мила. Не случайно многие постройки Гауди кажутся произведениями не архитектора, а скульптора – они словно вылеплены руками. «Ведь природа, - любил повторять архитектор, не геометр, а ваятель». Своим зданием Каса Мила Гауди хотел доказать, что архитектура может избежать «проклятия прямого угла». Своим зданием Каса Мила Гауди хотел доказать, что архитектура может избежать «проклятия прямого угла». Дом Мила гг.
Дом Мила стал последним законченным сооружением Гауди. Волнистые наружные стены определяют свободную и прихотливую планировку, в которой нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира поэтому уникальна. Дом Мила стал последним законченным сооружением Гауди. Волнистые наружные стены определяют свободную и прихотливую планировку, в которой нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира поэтому уникальна.
На крыше дома каменные цветы, яркая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое голубое небо Каталонии. На крыше дома каменные цветы, яркая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое голубое небо Каталонии.
Возведение церкви Саграда Фамилия – дело всей жизни Гауди. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия – собрание сюжетов и образов из Нового Завета, которые дают представление о земной жизни Иисуса Христа Возведение церкви Саграда Фамилия – дело всей жизни Гауди. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия – собрание сюжетов и образов из Нового Завета, которые дают представление о земной жизни Иисуса Христа Собор Саграда Фамилия гг., не закончена Собор Саграда Фамилия гг., не закончена
Главный фасад посвящён рождеству Богоматери, его врата – основным христианским добродетелям. Шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн – добрые дела, а на их базах (основаниях) – грехи. По мысли архитектора, все фасады церкви должны быть покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца.
У храма три портала и несколько уровней; над ближайшими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Всё это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. У храма три портала и несколько уровней; над ближайшими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Всё это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений.
Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии.
Единственная часть храма, которую успел возвести сам мастер, - левая башня западного фасада. Единственная часть храма, которую успел возвести сам мастер, - левая башня западного фасада.
Беллестгуард. (Фойе. Витражи) Беллестгуард. (Фойе. Витражи)
Сорок три года Гауди отдал этому сооружению, которое трудно назвать даже постройкой, настолько напоминает оно пусть фантастическое, но все же произведение природы. И никто из учеников зодчего не смог завершить замысел Гауди после его смерти в 1926 году. Собор Ла Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства) Собор Ла Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства)
«Хотите знать, что послужило образцом для многих моих творений? Дерево, стоящее прямо, вздымающее кверху свои ветви с расположенными на них ветками поменьше, на которых, в свою очередь, располагаются листья. И каждый из этих элементов выглядит гармонично и величественно с тех времён, как их создал Великий Творец».