Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.
Пейзаж - это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.
Натюрморт – это картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин произошёл от французского nature morte – «мёртвая натура».
Портрет – один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.
Живопись – создание художественных образов красками. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром. Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль. Облик – внешний вид, очертание, наружность. Отблеск – сияние отражённого света. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план. Свет - поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении. Цвет – цветовой фон или окраска. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.
Жанр картины. Кто и что изображены. Настроение, вызываемое этим произведением. Основные микротемы картины. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит) Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Рассмотрите внимательно картину, определите её тему. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём). Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане. Опишите ситуацию, изображённую на картине. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д. Выразите своё отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые у вас вызывает картина. Составьте план описания картины. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.
А.А.Пластов. «Первый снег». Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) – сын крестьянина- иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом; Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг; Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках; Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом; Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;
Первый день зимы. Радость детей. Цвет и настроение картины Моё отношение к картине.
Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитай статью об её авторе. Постарайся понять настроение, которое передал художник. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина? Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план. Соберите материал по картине. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.