ЛЕТОПИСИ Учитель ИЗО и МХК МБОУ Богдановской СОШ Синебрюхова Т.В.
Русская летопись ярко отразила национальные интересы и стала показателем роста национального самосознания народа. Литературное значение летописей определяется большим количеством вошедших в них сказаний, повестей и легенд, которые чередуются с изложением исторических фактов. Одним из древнейших жанров письменности на Руси была летопись – форма исторических сочинений древнерусской литературы.
В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке означает «год»). Вехами истории обычно являются какие-то знаменательные события: победы русского князя над врагами, строительство соборов и т.д. По замыслу летописцев, их повествование должно продолжаться, пока существует мир. Некоторые ученые полагают, что летописи составлялись не для людей, а для Страшного суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: в летописи перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.
Летописец не истолковывал события, а просто описывал их. Все происходящее он объяснял волей Божей и рассматривал в свете Страшного суда. Летописцами были обычно монахи, описание событий велось при монастырях, при дворах князей, епископов и митрополитов.
общерусские местные Летописи делятся на общерусские и местные. В общерусских летописных сводах соединены известия о событиях, происходивших в самых разных княжествах. Составители местных летописей интересуются случаями, связанными только со своим городом или княжеством.
своды Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких более ранних вариантов. Первые дошедшие до нашего времени летописи относятся к рубежу XIII – XIV вв. Но летописание велось на Руси и раньше.
«Повесть временных лет» В гг. была завершена первая версия «Повести временных лет» - летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси, легенды и предания: о войнах русских с Византийской империей, о княжении в Киеве легендарного князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбиди, о происхождении названия города Киева от имени князя Кия, о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа, о призвании на княжение на Русь в 862 г. трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря. Князь Кий. Скульптор М. Польский Художник И. Халиф Прием князя Кия в Константинополе 485 г. Орленов А.О. Памятник основателям Киева Скульптор В.З. Бородай Архитектор Н.И. Фещенко Святая Великая Ольга Н.А. Бруни Месть княгини Ольги. Миниатюра. «Повесть временных лет» Призвание варягов. В.М. Васнецов 1884 г. Рюрик, Трувор и Синеус И.Глазунов Киево-Печерский монастырь
Эта летопись – не только исторический, но и литературный памятник. Д.С. Лихачев Академик Д.С. Лихачев считал ее «не просто историко- публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».
Название летописи обыкновенно переводится как «Повесть минувших лет». Существуют и другие толкования: «Повесть, в которой повествование распределено по годам» или «Повествование в отмеренных сроках», т.е. рассказ не о вечном, а преходящем – кануне конца света и Страшного суда. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Васнецов В.М. Нестор Летописец Антокольский М г Нестор Летописец.
В XII в. текст «Повести временных лет» переработал монах Сильвестр. Так возникли вторая и третья редакции «Повести временных лет», дошедших до нас в составе Лаврентьевской (XIV в.) и Ипатьевской летописей (XV в.). Страница Лаврентьевской летописи, 1377 г. Ипатьевская летопись
Позднейшие летописные своды Важным этапом в истории русского летописания было завершение Киевского великокняжеского летописного свода (конец XIIв.), в состав которого вошли местные летописи. В 1212 г. был создан Владимирский свод. В XIII в. На юго-западе Руси была составлена Галицко-Волынская летопись. Одним из центров летописания после монголо- татарского нашествия стала Тверь.
В начале XV в. центр летописания переместился в Москву: здесь по инициативе митрополита Киприана был создан первый Московский летописный свод. В XVI в. при Московском великокняжеском дворе была составлена Никоновская летопись. В этой работе, по- видимому, лично участвовал царь Иван Грозный. В XVII в. летописание постепенно приходит в упадок, возникают новые, не летописные формы исторических сочинений. Миторполит Киприан Иван Грозный. Васнецов В.М.
Традиция летописи прослеживается в сочинениях XVIII – XIX вв. Ориентация на стиль летописи присутствует в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В пародийных целях форма летописи использовалась А.С. Пушкиным («История села Горюхина») и М.Е. Салтыковым-Щедреным («История одного города»). Н.М. Карамзин А.С. Пушкин М.Е. Салтыков-Щедрин