Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева Психология Тема 4 Первые последователи Фрейда. Индивидуальная и аналитическая психологии
Альфред Адлер ( ) Австрия Выпускник венского университета, психиатр г. – знакомство с З.Фрейдом и участие в «средах» на квартире Фрейда – Венское (Австрийское) психоаналитическое общество – Международное психоаналитическое общество – разрыв с Фрейдом, основание собственного «Общества свободного психоанализа», преобразованного в 1912 г. в «Общество индивидуальной психологии». Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Швейцария Выпускник Базельского университета, психиатр Цюрихского госпиталя для душевнобольных – знакомство с Фрейдом – 1-ый президент Международного психоаналитического общества – разрыв с Фрейдом. Многолетняя работа над пересмотром идей классического психоанализа – создание аналитической психологии.
Альфред Адлер ( ) основатель индивидуальной психологии Основные труды: Ок. 300 книг и статей 1907 – «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации» 1927 – «Практика и теория индивидуальной психологии» 1931 – «Смысл жизни» Теоретические расхождения с Фрейдом: 1)Адлер отверг учение Фрейда 1) о либидо, как основной движущей энергии человека, 2) о первостепенном значении первых лет жизни для формирования личности. 2)По Адлеру человеческое поведение предопределяют не сексуальные, а агрессивные влечения – стремление к власти. 3)Адлер отверг введенное Фрейдом разделение психики на Я, Оно и Сверх-я, предложив рассматривать человека как единый, неделимый, согласующийся организм, т.е. как индивидуума ( от лат. individuum – неделимый).
Фикционный финализм (воображаемые (фиктивные) цели, ценность которых не проверяется на практике) Основной мотив врожденное стремление к совершенству и превосходству Комплекс неполноценности Компенсация КН - преувеличение собственных достоинств Сверхкомпенсация КН комплекс превосходства Индивидуум - творческое и самоопределяющееся целое Социальный контекст -общественные связи - оценки других людей - социальный интерес Стиль жизни
Причины комплекса неполноценности Физическая неполноценность Чрезмерная опека родителей Отвержение со стороны родителей Компенсация КН - преувеличение собственных достоинств Сверхкомпенсация КН комплекс превосходства, стремление к власти
Типы личности по А. Адлеру Управляющий тип Чувство превосходства над другими. Самоуверенность, напористость, активность в преследовании личных целей. Равнодушие к другим людям. Возможно, асоциальное поведение. Берущий тип Паразитическое отношение к внешнему миру. Удовлетворение собственных потребностей за счет других. Низкая активность, отсутствие социального интереса. Зависимость от других людей. Избегающий тип Страх перед неудачей больше, чем ожидаемое удовлетворение от побед Низкий социальный интерес. Пассивность, безынициативность. Бегство от проблем. Социально-полезный тип Сочетание высокой степени социального интереса и высокой активности. Проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Осознает важность сотрудничества, личного мужества. Готов вносить свой вклад в благоденствие других людей.
Альфред Адлер утверждал, что социальный интерес, связанный с «чувством общности», «чувством солидарности», «чувством единения индивида со всем человечеством», является врожденным, а его проявление свидетельствует о зрелости личности.
Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Аналитическая психология Основные труды: 1921 – «Психологические типы» 1928 – «Эссе об аналитической психологии» 1933 – «Современный человек в поисках души» 1951 – «Эон. Введение в феноменологию самости». Теоретические расхождения с Фрейдом Юнг считал неправомерным предложенное Фрейдом сведение энергии Эроса исключительно к сексуальной энергии (либидо) и не поддержал гипотезу Эдипова комплекса. Принимая в целом концепцию бессознательного, Юнг находил фрейдовскую концепцию личного бессознательного неудовлетворительной, заменив ее собственным учением о коллективном бессознательном. В отличие от Фрейда, считавшего религию неврозом, Юнг выступал за сближение психологии и религиозных учений древности.
Коллективное бессознательное Зигмунд Фрейд Личность в психоанализе Сознательное Я Пред- Сознательное Личное Бессознательное Сверх- ЯОно Карл Густав Юнг Личность в аналитической психологии Сознательное ЛБ Я (Эго) Мысли, чувства, воспоминания, ощущение собственной целостности Чувства, впечатления, воспоминания ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА ФРЕЙДА И ЮНГА Во время сеансов пациенты воспроизводили образы и символы, которые не могли быть почерпнуты из личного опыта. Коллективные мифы Архаическое наследие Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное (КБ) и архетипы Коллективное бессознательное (КБ) Архетип – (от греч. arche – начало и typos – образ) – априорные (доопытные, изначально присущие психике) схемы, шаблоны, формы, направляющие представления, эмоции и интерпретацию непосредственного опыта. Архетип == знанию. Архетип – способ интерпретации знаний, которые ему поставляет опыт.
Виды коллективных архетипов Самость Целостность человека, человеческого Я. Интеграция всех личностных возможностей. Цель жизни – осознание и проникновение в глубины собственной самости; воплощение Самости, то есть гармонизация и воплощение всех псих. Возможностей. Символы: круг, квадрат, мандала
Анима (от лат. Anima – душа) Персонификация женского начала в бессознательном мужчины Развивает в мужчине женские качества Анимус (от лат. Anima – душа) Персонификация мужского начала в бессознательном женщины Развивает в женщине мужские качества Обеспечивает привязанность к противоположному полу Связывает сознание с коллективным бессознательным
Персона Первоначально – маска, которую Носили актеры в античном театре По Юнгу, приспособительная система или манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Система социальных ролей, усваиваемых в детстве, в т.ч. профессия.
Тень Сумма всех личных и коллективных установок, которые не совместимы с сознательно избранным образом жизни и которые объединяются в относительно автономную часть личности Как элемент ЛБ – тень – негативное Alter-ego человека Как элемент КБ – Тень - это архетип Сатаны
Развитие личности Индивидуация По Юнгу – цель личностного развития; «самосозидание» и «само воплощение» человеком своей «глубинной внутренней, предельной и не с чем не сравнимой уникальности». Невозможна без интеграции и гармонизации всех внутренних сил и тенденций, в т.ч. Персоны и Тени
Психологические типы Направленность Я - психический склад личности, основная жизненная установка Экстраверт (от лат. extra - вне и verto -обращаю) Направленность интереса на внешний мир, Склонен избегать «погружений» в собственный внутренний мир Интроверт (от лат. Intro – внутрь, verto – обращаю) Направленность интереса на собственный внутренний мир Склонен дистанцироваться от внешнего мира Психические функции Рациональность Иррациональность Мышление ЧувствоОщущение Интуиция Амбоверты ( от греч. Amphi Двусторонний)