«Причины проявления девиантного поведения и профилактика противоправной деятельности несовершеннолетних» Педагог-психолог Легостина Е.С.
Профилактика правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями. - это система социальных, правовых, педагогических мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями.
Виды отклоняющегося поведения : Девиантное (отклонение) Девиантное (отклонение) Деликвентное (правонарушение) Деликвентное (правонарушение) Криминальное (преступление) Криминальное (преступление)
Причины правонарушений : -подверженность чужому негативному влиянию; -гипертрофированное возрастное легкомыслие; -искажённое представление о мужестве; -неправильная оценка ситуации; -стремление показать определённые черты характера; -самоутверждение в сочетании с групповой зависимостью; -солидарность.
Девиантные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. Девиантные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, неустойчивость интересов. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, неумение находить выход из трудных ситуаций. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, неумение находить выход из трудных ситуаций.
Должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления: необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; склонность к быстрой перемене настроения; склонность к быстрой перемене настроения; жалобы на плохой сон или повышенная сонливость; жалобы на плохой сон или повышенная сонливость; беспричинная нервозность; беспричинная нервозность; признаки постоянной усталости; признаки постоянной усталости; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи; отказ от социальной активности; отказ от социальной активности; излишний риск в поступках; излишний риск в поступках; поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни; поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни; необычные вспышки раздражительности; необычные вспышки раздражительности; усиленное чувство тревоги; усиленное чувство тревоги; приобщение к алкоголю или наркотикам; приобщение к алкоголю или наркотикам; отсутствие планов на будущее. отсутствие планов на будущее.
Социальные факторы риска -социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); -социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); -медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.); -медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.); -социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с повторным браком или сводными детьми); -социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с повторным браком или сводными детьми); -социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); -социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); -криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи). -криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).
Реализация личностного подхода. Реализация личностного подхода. 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. - Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; - Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; - говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно; - говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно; -взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. -взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему. - Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон. - Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон. -Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить. -Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить.
3. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях; 3. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях; - вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление; - вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление; - не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков. - не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков.
4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. - всячески поддерживать усилия по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; - всячески поддерживать усилия по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; - вовлекать и включать в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям; - вовлекать и включать в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям; - влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям.
Работа по профилактике правонарушений осуществляется успешно при активном вовлечении ребенка в учебную и общественную деятельность, особенно во внеурочную, при непрерывности и систематичности педагогических влияний.