Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» 5 класс Учитель Багмет Е.Л.
Цели: 1) закрепить все изученное по теме «Синтаксис и пунктуация», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; 2) развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей; 3) воспитывать любовь и бережное отношение к родному русскому языку.
Что изучает раздел языкознания «Синтаксис и пунктуация»?
Что такое словосочетание? Чем отличается подчинительное словосочетание от сочинительного?
Задание: выпишите из предложения сочинительные и подчинительные словосочетания. С русским языком можно творить чудеса и разные превращения. (Паустовский)
Какими бывают предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?
Задание: устно дайте характеристику предложениям по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Как прекрасен язык! (Гоголь) От чего зависит самосохранение языка? (Белинский) Относитесь к родному языку бережно и любовно. (Луговской)
Что вы знаете о главных членах предложения?
Задание: найдите грамматическую основу предложения, объясните постановку тире. Русский язык – величайшее богатство. (Лихачёв)
Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? Назовите все второстепенные члены предложения.
Задание: подчеркните второстепенные члены, укажите, чем они выражены. Для всего в русском языке имеется великое множество хороших слов. (Паустовский)
Каковы основные признаки однородных членов? Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.
Задание: найдите однородные члены, расставьте знаки препинания. Знаки препинания выделяют мысль дают фразе легкость и правильное звучание. (Паустовский)
Расскажите о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.
Задание: найдите обобщающее слово, подчеркните только однородные члены, начертите схему предложения. Русским словом можно передать все звучания музыки блеск красок шум садов громыхание грозы. (Паустовский)
Что такое обращение? Где оно может стоять в предложении? Как выделяется на письме?
Задание: найдите и выделите обращение, начертите схему предложения. Если слог мой поисками скован, Обращаюсь к тебе русское слово. (Данилов, якутский поэт)
Что такое вводные слова? Для чего они употребляются в предложении? Как выделяются?
Задание: найдите вводное слово, укажите значение, выделите, начертите схему. Наш язык безусловно это наш свет, наша любовь и гордость. (Гранин)
Какое предложение называется сложным? На какие группы делятся сложные предложения?
Задание: подчеркните грамматическую основу, определите вид предложения, расставьте знаки препинания, начертите схему. Настанет время и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара. (А. Н. Толстой)
Задание: расставьте знаки препинания, объясните, начертите схему предложения. И. С. Тургенев писал Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
Соревнование между командами «Диалог» и «Союз»
1. Разделить текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений. Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут в реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина.
3. «Наборщики» Из данных слов составить предложение. в, согреет, мороз, слово, сильный, и, тёплое
4. Вставить пропущенный союз, запятую, если необходимо, и определить вид предложения (по кругу). С ветром у леса велись неприятные счёты зимой …………он приносил северный холод. Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет. Мальчик был очень слабый ….. смелый ….. настойчивый. Мы вышли на поляну ……………… росло много грибов. Наступила весна …… с юга прилетели перелётные птицы. Мы пойдём гулять …………… кончится дождь. Солнце выглянуло из-за туч ……. земля озарилась ярким светом. Солнце светит …….. не греет. Ураганный ветер раскачивал деревья …….. ломал ветки.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания». Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» (по желанию).
Спасибо за работу!