Авангард 1870-е-1938 гг.
Аванга́рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год.. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу
Видимое перестало казаться достоверным. Поэтому на рубеже XIX и XX веков живописцы отказались от натуралистического восприятия видимой картины мира. Видимое перестало быть для них интересным. В живописи произошла настоящая революция, и художники обратились к мирам своих чувств и фантазий, пытались отобразить внутренние структуры мироустройства или вовсе отказались от художественных задач в прежнем понимании.
Карл Брюллов «Всадница»
Франс Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти»
Брейгель Питер Младший « Поклонение волхвов»
Привычные ключи к пониманию Классическая живопись Подобие Художник пишет с натуры, картина воспроизводит реальность и создает образы, похожие на те, что видит человеческий глаз в природе. Построение картины основывается на воздушной и линейной перспективах и на светотеневом моделировании объемов. Красота Художник руководствуется эстетическими соображениями, стремиться к красоте и гармонии. Мастерство Живописная техника требует долгой, тщательной и технически сложной работы над картиной. Создание многослойного красочного слоя требует особых методов и профессиональных навыков.
Сальвадора Дали "Постоянство памяти"
Пабло Пикассо «Плачущая женщина»
Хуан Миро «Женщина перед солнцем»
Аристарх Лентулов «Василий Блаженный».
Джакомо Белла "Динамизм собачки на поводке"
Привычные ключи к пониманию Классическая живопись Живопись авангарда Подобие Художник пишет с натуры, картина воспроизводит реальность и создает образы, похожие на те, что видит человеческий глаз в природе. Построение картины основывается на воздушной и линейной перспективах и на светотеневом моделировании объемов. Привычные визуальные образы искажаются или лишаются привычных черт. Линейная перспектива и светотень сменяются плоскостностью изображения, а вместо воздушной перспективы используется сияние чистых цветов. Изображение может вообще не изображать никакой видимой реальности, быть фантазийным или совершенно абстрактным. Красота Художник руководствуется эстетическими соображениями, стремится к красоте и гармонии. Привычные каноны красоты нарушаются или отвергаются. Изображение некрасивое, неприятное или безобразное. Мастерство Живописная техника требует долгой, тщательной и технически сложной работы над картиной. Создание многослойного красочного слоя требует особых методов и профессиональных навыков. Картина может быть исполнена небрежно, быстро и без применения сложных методов. Краска может наноситься любыми подручными средствами.
На рубеже XIX и XX веков произошел отказ от видимого. Окружающий мир перестал быть единственным порождающим лоном художественного творчества. Целью живописи стало выражение незримого, да и средства для достижений этой цели можно было черпать не только в жизнеподобной реальности. А где? Давайте посмотрим, какие новые возможности приобрели художники. В зависимости от целей и от степени радикализма вариантов может быть несколько.
Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня»
Б.М.Кустодиев «Большевик»
Марк Шагал «Над городом»
Хаим Сутин «Пейзаж»
Ради художественной задачи допустимы упрощения, вольности и даже искажения. Поэтому конь красный, влюбленные парят в облаках.
Пабло Пикассо «Женщина с цветком»
Пабло Пикассо «Портрет Амброзо Воллара»
Хуан Грис «Портрет Пикассо»
Пабло Пикассо «Купальщица, открывающая кабинку»
Пабло Пикассо «Скрипка и гитара»
Изображение не самой реальности, а собственное представление о ней. Правда жизни, только выраженная без помощи привычных жизнеподобных образов.
Сальвадор Дали «Лебеди отражающиеся в слонах»
Сальвадор Дали «Постоянство памяти»
Сальвадор Дали «Тайная вечеря»
Ив Танги «Неопределенная делимость»
Рене Магритт «Графский поток»
Мир воображений и фантазий. Невозможное в реальности изображение воспринимается достоверным или убедительным.
Василий Кандинский « Композиция VII»
Казимира Малевича «Супремус 56»
Рой Лихтенштейн «Красная живопись»
Ханс Хартунг « Без названия»
. Нет изображения реального или выдуманного.
Как видите, спектр возможностей получился очень богатым. Если раньше художественные стили и направления сменяли друг друга поочередно, то в XX веке они сосуществуют одновременно и развиваются друг с другом.
Авангард вынужден был своих зрителей создавать и воспитывать. Чтобы понимать живопись авангарда, нужно вступать с ней в диалог, а значит, оказаться с ней в одном контексте. Но, в качестве награды за трудности зритель получает бонус: раз художник ведет с вами диалог, а не произносит монолог, то вы имеете право на собственное понимание и интерпретацию. Принципиальная установка искусства XX века – невозможность однозначного прочтения никакого текста. А где неоднозначность, там простор для трактовок.
Схема понимания живописи авангарда: Доверие – название – ассоциации – контекст – детали - вчувствование. К тому же для этого нужны эрудиция, внимание и чуткость.
–Элементы общего контекста авангардной живописи: -отказ от видимого, -конец времени, -художник- творец, -равноправие миров и реальностей, -живопись зрачком вовнутрь, -понимание картины как самодостаточной вещи, -самоценность изобразительных средств, -расщепление и распад живописи, -разрушение границ.