Сериченко Гульнара Темиргалиевна учитель начальных классов МОУ СОШ 15 г.Энгельса
«Технология организации проектной деятельности младших школьников»
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта (Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г.) (Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г.)
Виды проектов 1.По доминирующей в проекте деятельности: - исследовательские - информационные - практико-ориентированные - ролево-игровые - творческие 2. По предметно-содержательной области: - монопроект (в рамках одного учебного предмета) - межпредметный - надпредметный (выходит за рамки школьного обучения)
3. По характеру координации проекта: - непосредственный (открытая явная координация «Вы-учитель») - скрытый (координатор не явной, он имитирует участника проекта) 4. По характеру контактов среди участников: - внутриклассный - школьный - городской - региональный - областной 5. По количеству участников проекта: - индивидуальный - парный - групповой
6. По продолжительности проекта: - краткосрочный (1-2урока) - средней продолжительности (до 1 месяца) - долгосрочный
Этапы проекта 1.Погружение в проект 2.Организация деятельности 3.Осуществление деятельности 4.Презентация проекта
Требования к проектам в начальной школе: «Исходи из ребёнка» (темы должны быть посильны пониманию ребенка) Проект должен быть несложным Выбору проекта должна предшествовать «вспышка интереса» Исследование для младших школьников начинается прежде всего с наблюдения. Дневник наблюдений - основа проекта. Использование идеи проекта – рассказа как результата детского творчества и фантазии (рассказ – наблюдение, рассказ – песня, рассказ – картина, рассказ – фильм, музыкальный рассказ и т.п.) Использование проектов игр (изготовление открыток, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода и т.д.) Идея «самообслуживания». Использование идеи экскурсионных проектов. Сотворчество ребят и взрослых. Создание условий для формирования у каждого ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах. Проведение с детьми рефлексии (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить) Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Методы обучения при организации проектной деятельности: 1.Традиционные методы: вербальные демонстрация практические наблюдения самостоятельная работа с литературой метод упражнений 2. Нетрадиционные методы: метод информационной поддержки метод мозговой атаки алгоритмический метод Метод новых вариантов Метод абсурда и т.д.