Психологическая безопасность как условие развития личности школьника. Педагог-психолог Максимова Елена Александровна
П.2.2. из концепции модернизации российского образования Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Предоставление возможности: выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; Поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; Развиваются готовность и умение брать на себя ответственность; Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
Основные показателями благоприятной психологической атмосферы эмоциональный фон словесное выражение оптимистического настроя к процессу взаимодействия с учениками и добрая улыбка, смех, спокойный и позитивный тон способность к сотрудничеству выказывание заинтересованности в мнении и идеях других, обращение к ученикам с уточняющими вопросами «как ты считаешь?», «тебе это нравится?» и демонстрация внимательного выслушивания
Критерии благоприятной психологической среды на уроке оптимизм жизнерадостность взаимное уважение позитивный эмоциональный настрой в начале урока поощрение самостоятельности, учебной инициативы комплексный характер оценивания создание ситуации успеха
Золотые правила психологического комфорта на уроке Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Памятка учителю – Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину ученику. – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Спасибо за внимание!!!