Искусство управления: взгляд через призму менеджмента Ме́неджмент (Википедия) 1.(от англ. manage управлять, заведовать, руководить) наука об управлении организацией (социальной системой, где главную роль играют люди). 2. Учение о достижении целей руками других людей. 3. Система управления организацией.
Управление качеством и организационная культура: понятия и типология Эффективный менеджмент без надлежащего лидера - пустая трата времени. Х.Рамперсад
Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям. Управление качеством – часть скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией, направленная на выполнение требований к качеству Обеспечение качества – часть скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Улучшение качества – часть скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Согласно стандарту ИСО «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
1. Ориентация на потребителя 2. Роль руководителя 3. Вовлечение работников 4. Процессный подход 5. Системный подход 6. Постоянное улучшение 7. Принятие решений, основанных на фактах. 8. Взаимовыгодные отношения с заказчиками (они же поставщики ресурсов, обучающихся и т.д.) Всеобщие принципы управления качеством
Типы организационной культуры: 1. Ролевая культура 2. Культура, ориентированная на власть и силу (культура «ордена») 3. Культура, ориентированная на деятельность 4. Культура, ориентированная на людей, или культура индивидуальности («звездная») К. Ханди
Ролевая культура Наиболее распространенная и традиционная организационная культура в России. Ее особенность заключается в наличии ролевой позиции для каждого члена организации, элементы которой могут быть частью должностной инструкции. Основная задача управленца организовать возможно более точное следование процедурам и правилам, создать и поддерживать систему контроля за тем, как инструкции выполняются.
Культура «ордена» Организация ориентирована при этом на ценности, представления, ожидания руководителя. Карьера, продвижение работника определяется способностью следовать основной линии руководителя. Организация сильно ориентирована на рост и развитие (создаются инновационные школы). Задача первого лица поддерживать уровень своего авторитета, задача управленцев второго эшелона поддерживать уровень авторитета руководителя.
Культура деятельности Основой деятельности является командный метод работы, когда группа заинтересованных людей объединяется для решения какой-либо проблемы. Носитель власти - лицо, взявшее на себя ответственность за решение задачи. В людях более всего ценится способность работать в команде и брать на себя ответственность за решение и результаты.
Культура индивидуальности («звездная») характерны отсутствие стабильных формальных и неформальных профессиональных коммуникаций между сотрудниками, большой разброс в уровнях личных профессиональных достижений. наивысшая ценность автономия учителя. не очень принято ходить на урок к коллегам. задача руководителя повышать личную компетентность каждого ее члена.
Эволюция организационной культуры культура «власти» («ордена»), культура «ролевая» (если организация развивается), культура «деятельности», культура «звездная»
Из исследования К.М.Ушакова Руководители явно склонны воспринимать и трактовать типы моделей с оценочных позиций, разделяя их на хорошие и плохие. При этом наиболее предпочтительной организационной культурой они считают в первую очередь культуру деятельности, затем (по убывающей) культуру «ордена», затем «ролевую» и, наконец, «индивидуальности».
Типы власти МОУ СОШ гг.
Пожелания Каждой школе взять Каждой школе иметь учителя – ка Каждому коллеге-завучу – достойную з/плату