Эпиграф: Эпиграф: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Педагогические технологии Метод проектов
создать условия, при которых учащиеся: 1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4.развивают у себя исследовательские умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5.развивают системное мышление. Цель проектного обучения
1.Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности. Проектыпо комплексности и характеру контактов: Проекты по комплексности и характеру контактов: 2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. 1. Внутриклассные 2. Внутришкольные 3. Типы проектов: по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой); по доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий); 3. Региональные 4. Межрегиональные 5. Международные
Проекты по продолжительности : 1. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Это работа в группах, продолжительность - 20 минут: 10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы; 2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Это работа в группах. 1-й урок - определение состава проектных групп, определение задания проектных групп. 2-й урок - отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки - презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка; 3. Недельные проекты выполняются в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно часов. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами; 4. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время.
ФОРМЫ ПРОЕКТОВ викторины, соревнования, олимпиады коллективное написание рассказов, сказок, частушек и т. п. «цепные» рассказы «дни» издания газет шахматные турниры читательские конференции сравнительный анализ наблюдений за погодой и обмен этой информацией исследование по публикациям различных аспектов исторического развития тех или иных стран
Результаты проектного обучения - выход конечный продукт виды презентаций критерий оценки ВИДЕОФИЛЬМ, ВИДЕОКЛИПНАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТАВКАРЕКЛАМААКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОДУКТСПЕКТАКЛЬ, СЦЕНКАПОЛНОТА РАСКРЫТИЯ ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФИЛЬМА, ПРЕЗЕНТАЦИИ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ СЦЕНАРИЙ ИГРА С ЗАЛОМ, ДЕЛОВАЯ ИГРА АРТИСТИЗМ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ АНАЛИЗ ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕУРОК-ЭКСКУРСИЯНАГЛЯДНОСТЬ, ТСО ПУТЕВОДИТЕЛЬСАЙТ В ИНТЕРНЕТЕВЛАДЕНИЕ МАТЕРИАЛОМ
1. Планирование учителем проекта в рамках тем программы; 2. Выдвижение идеи учителем на уроке; 3. Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения, если речь идет о большом, длительном проекте; 4. Формирование микрогрупп; 5. Распределение заданий в микрогруппах; 6. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта; 7. Промежуточный контроль (при длительном проекте); 8. Обсуждение способа оформления проекта; 9. Презентация результатов проекта на вечере в рамках предметной недели, на конкурсе (школьном, районном) и т.д. 10.Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок, планы на следующий проект; 11. Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.) Этапы работы с проектом:
Участие в проектной работе 1.Даёт возможность углубить знания учащихся по предмету; 2.Помогает выявить склонности и способности учеников; 3.Развивает интерес к науке, умение работать с литературой, ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами. 4.Повысить мотивацию к изучению учебных предметов благодаря использованию новой информации; 5.Повысить активность и самостоятельность в планировании работ; 6.Развивает сознательность и творчество, обеспечивает прочность знаний, навыков и умений; 7. Позволяет интегрировать различные предметы. 8. Повышает потребность в познании нового; 9. Повышает личностный статус; 10.Производит переоценку личных возможностей.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе СтадииДеятельность учителяДеятельность учащихся 1. Разработка проектного задания 1.1. Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
1.2. Выделение подтем в теме проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды 1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.
2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность 3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. 4. Презентация Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). Докладывают о результатах своей работы 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия
Педагогические результаты ОСОЗНАНИЕ УЧЕНИКОМ ЦЕННОСТЕЙ СОВМЕСТНОГО ТРУДА ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ ОРГАНИЗОВАТЬ, СПЛАНИРОВАТЬ И ОСУЩЕСТВИТЬ РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШИХ ЗАДАЧ развитию навыков коллективной работы в условиях телекоммуникации формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности эстетическому воспитанию совершенствованию письменной речи на различных языках, и, как следствие, - формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информатизированного общества
Ограничения в использовании технологии проектного обучения: низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечёткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Методисты (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко) предлагают приёмы, обеспечивающие проявление заинтересованности школьников к проектированию. Объяснение сути проектной технологии. На примерах различных проектов можно показать значимость такой работы и охарактеризовать последовательность действий разработчиков проектов. При этом важно ввести расширительное понятие «проект». Аннотирование перечня возможных тем проектов (не менее тем). Важно прокомментировать возможные результаты, ожидаемые проектные решения, провести мысленное моделирование: «А я бы сделал так…». Представление вариантов выполнения проекта. В процессе представления вариантов различных проектов необходимо познакомить учащихся с содержанием и объёмом проекта, требованиями к его оформлению; акцентировать внимание на элементах творчества; представить сильные и слабые стороны проектов; сообщить критерии оценивания и т.п.