1 Базовые допущения теории финансов Экономические основы финансов и кредита, Лекция 2
2 Информационная асимметрия Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Когда менеджер знает о перспективах своей фирмы больше, чем аналитики и инвесторы, наблюдающие за этой фирмой, имеет место асимметричная информация. Когда менеджер знает о перспективах своей фирмы больше, чем аналитики и инвесторы, наблюдающие за этой фирмой, имеет место асимметричная информация.
3 Информационная асимметрия Проблема информационной асимметрии хорошо иллюстрируется моделью «рынка лимонов» Акерлофа Проблема информационной асимметрии хорошо иллюстрируется моделью «рынка лимонов» Акерлофа Акерлоф предположил, что на рынке в любой момент времени продается по крайней мере 2 типа благ: высокого качества (персики) и низкого качества (лимоны) Акерлоф предположил, что на рынке в любой момент времени продается по крайней мере 2 типа благ: высокого качества (персики) и низкого качества (лимоны) Возможно 3 ситуации: полноты информации, информационной симметрии и информационной асимметрии Возможно 3 ситуации: полноты информации, информационной симметрии и информационной асимметрии
4 Модель Акерлофа Начальные условия: Q(P)=Q(L)=100; D=S Q(P)=Q(L)=100; D=S P(P)=$500, P(L)=$200 P(P)=$500, P(L)=$ Случай полноты информации … V(1)=Q(P)*P(P)+Q(L)*P(L) V(1)=Q(P)*P(P)+Q(L)*P(L) V(1)=$50000+$20000=$70000 V(1)=$50000+$20000=$70000
5 Модель Акерлофа 2. Случай информационной симметрии… P(P|L)=½*P(P)+½*P(L)=$350, P(P|L)=½*P(P)+½*P(L)=$350, Q=200 Q=200 V(2)= P(P|L)*Q V(2)= P(P|L)*Q V(2)=$70000 V(2)=$70000
6 Модель Акерлофа 3. Случай информационной асимметрии… P(P|L)=½*P(P)+½*P(L)=$350, P(P|L)=½*P(P)+½*P(L)=$350, Q=100 Q=100 V(3)= P(P|L)*Q V(3)= P(P|L)*Q V(3)=$35000 V(3)=$35000 Потери потребителей: $35000-$20000=$15000 Потери потребителей: $35000-$20000=$15000
7 Концепция альтернативных затрат Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.
8 Теория портфеля Марковица Основной вывод из теории портфеля Марковица состоит в том, что, как правило, общий риск инвестора может быть снижен при объединении отдельных рисковых активов в портфель Основной вывод из теории портфеля Марковица состоит в том, что, как правило, общий риск инвестора может быть снижен при объединении отдельных рисковых активов в портфель
9 ММ-теорема В одной из самых важных работ по теории управления финансами Франко Модильяни и Мертон Миллер пришли к заключению о том, что стоимость фирмы зависит исключительно от ее будущих доходов (как их уровня, так и степени риска), но не от соотношения между ее заемным и акционерным капиталом. В одной из самых важных работ по теории управления финансами Франко Модильяни и Мертон Миллер пришли к заключению о том, что стоимость фирмы зависит исключительно от ее будущих доходов (как их уровня, так и степени риска), но не от соотношения между ее заемным и акционерным капиталом. Этот вывод был основан на гипотезе идеального рынка капитала, включая нулевое налогообложение. Этот вывод был основан на гипотезе идеального рынка капитала, включая нулевое налогообложение. Модильяни и Миллер привлекли внимание к проблеме возможного влияния использования заемного капитала на стоимость фирмы. Модильяни и Миллер привлекли внимание к проблеме возможного влияния использования заемного капитала на стоимость фирмы.
10 ММ-теорема Рыночная стоимость фирмы не зависит от структуры капитала и определяется капитализацией ее прибыли до вычета налогов и процентов по ставке k, соответствующей ее классу прибыльности. Рыночная стоимость фирмы не зависит от структуры капитала и определяется капитализацией ее прибыли до вычета налогов и процентов по ставке k, соответствующей ее классу прибыльности.
11 ММ-теорема в терминах цены капитала Средняя цена капитала для любой фирмы, с использованием заемного капитала или без него, совершенно не зависит от структуры ее капитала и определяется нормой капитализации денежных потоков финансово независимой фирмы в классе прибыльности k. Средняя цена капитала для любой фирмы, с использованием заемного капитала или без него, совершенно не зависит от структуры ее капитала и определяется нормой капитализации денежных потоков финансово независимой фирмы в классе прибыльности k.
12 Теория компромисса С учетом налоги на корпорации была показана прямая связь между ценой акций фирмы и использованием фирмой заемного капитала. Согласно данной версии модели Модильяни Миллера, фирмам следует почти на 100% финансироваться за счет займов С учетом налоги на корпорации была показана прямая связь между ценой акций фирмы и использованием фирмой заемного капитала. Согласно данной версии модели Модильяни Миллера, фирмам следует почти на 100% финансироваться за счет займов Эта модифицированная теория позволяет лучше понимать влияние различных факторов на процесс формирования оптимальной структуры капитала фирмы. Эта модифицированная теория позволяет лучше понимать влияние различных факторов на процесс формирования оптимальной структуры капитала фирмы.
13 Политика дивидендов по Модильяни- Миллеру Для идеальных рынков капитала Модильяни и Миллер доказали также, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фирмы. Для идеальных рынков капитала Модильяни и Миллер доказали также, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фирмы. Чтобы выплатить в качестве дивидендов еще 1 дол., необходимо продать новые акции на сумму в 1 дол., поэтому приведенная стоимость дивидендов, выплачиваемых прежним акционерам, уменьшится на 1 дол. Чтобы выплатить в качестве дивидендов еще 1 дол., необходимо продать новые акции на сумму в 1 дол., поэтому приведенная стоимость дивидендов, выплачиваемых прежним акционерам, уменьшится на 1 дол.
14 Финансовый рынок и его инструменты Экономические основы финансов и кредита, Лекция 3
15 Финансовый рынок … это рынок, на котором происходит движение капитала, перелив денежных средств и других финансовых активов от субъектов с избыточной к субъектам с дефицитной финансовой позицией. … это рынок, на котором происходит движение капитала, перелив денежных средств и других финансовых активов от субъектов с избыточной к субъектам с дефицитной финансовой позицией. Практика рынка выработала два основных способа перелива капитала - через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг. Практика рынка выработала два основных способа перелива капитала - через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг.
16 Ценная бумага Экономически ценная бумага - это форма существования капитала, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Экономически ценная бумага - это форма существования капитала, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. У владельца капитала в форме ценной бумаги сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. У владельца капитала в форме ценной бумаги сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги.
17 РЦБ и его субъекты Рынок ценных бумаг - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обмена финансовыми и иными активами в процессе выпуска и совершения сделок с ценными бумагами. Рынок ценных бумаг - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обмена финансовыми и иными активами в процессе выпуска и совершения сделок с ценными бумагами. Субъектами РЦБ являются: Эмитенты Эмитенты Инвесторы Инвесторы Профессиональные участники рынка Профессиональные участники рынка Саморегулируемые организации (СРО) Саморегулируемые организации (СРО)
18 Классификация ценных бумаг По порядку владения: именные и на предъявителя По порядку владения: именные и на предъявителя По способу фиксации прав, или форме существования: документарные и бездокументарные По способу фиксации прав, или форме существования: документарные и бездокументарные В ст. 149 ГК говорится, что допускается фиксация прав, закрепляемых ценной бумагой, в бездокументарной форме.
19 По статусу эмитента: государственные и муниципальные, корпоративные (акции и облигации), ценные бумаги финансовых институтов (депозитные и сберегательные сертификаты), ценные бумаги предпринимателей и частных лиц (векселя, производные ценные бумаги). По статусу эмитента: государственные и муниципальные, корпоративные (акции и облигации), ценные бумаги финансовых институтов (депозитные и сберегательные сертификаты), ценные бумаги предпринимателей и частных лиц (векселя, производные ценные бумаги). По форме выпуска: эмиссионные и неэмиссионные По форме выпуска: эмиссионные и неэмиссионные
20 По виду получаемого дохода: процентные (купонные), бескупонные (дисконтные), дивидендные. По виду получаемого дохода: процентные (купонные), бескупонные (дисконтные), дивидендные. По форме вложения средств: долевые и долговые По форме вложения средств: долевые и долговые По сроку обращения краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные. По сроку обращения краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные.
21 Основные виды ценных бумаг Акция (Share) Акция (Share) Облигация ( Corporations Bonds) Облигация ( Corporations Bonds) Вексель Вексель Чек (Cheques) Чек (Cheques) депозитарные расписки (свидетельства) (depositary receipts) депозитарные расписки (свидетельства) (depositary receipts) Коносамент Коносамент Опцион (Орtion) Опцион (Орtion) Фьючерс (Futures contract) Фьючерс (Futures contract) Варрант (Warrant) Варрант (Warrant)