Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Международный бизнес: основные понятия и определения Шобанов Андрей Витальевич
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Международный бизнес – это деловая активность субъектов мирового рынка, направленная на совершение международных коммерческих операций между контрагентами разных стран. К международному бизнесу относятся также производственное и научно-техническое сотрудничество, патентно-лицензионные операции, туризм, международная аренда и т.д. В основе международного бизнеса лежит международное разделение труда, извлечение преимуществ из различия производств и условий других стран.
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование направленность на постоянное повышение уровня конкурентоспособности продукции и фирм, выпуск новых товаров совершенствование традиционных видов товаров сокращение издержек производства и обращения стремление к повышению уровня развития телекоммуникаций и электронных средств связи использования выгод и преимуществ размещения ТНК и приспособление их к требованиям местных рынков приспособление к культурным особенностям стран и социальной структуре необходимость учитывать особенности законодательства разных стран Особенности международного бизнеса на современном этапе
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Масштабы экономической деятельности международных корпораций Страна/компанияВВП/объем продаж, млрд. долл. Wall-Mart Store408 Бельгия 395 Royal Dutch Shell285 Норвегия 276 Exxon Mobile284 Португалия 247 Toyota Motors204 Дания 204 Ford Motor118 Ирак 117 General Motors104 Болгария 92
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Международные корпорации Транснациональные Головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по разным странам (Wall-Mart Store) Многонациональные Головная компания принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также действуют в разных странах (Royal Dutch Shell) Глобальные Создание глобальных предпринимательских сетей. Стандартизация продукции и стандартизация бизнеса (Coca-Cola, Sony, Intel)
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Транснациональная корпорация это комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Статистика ТНК (TNC, UNCTAD) Показатель Величина Количество ТНК79 тыс. Количество филиалов ТНК790 тыс. Добавленная стоимость, созданная зарубежными филиалами ТНК 11% мирового ВВП Численность занятых 82 млн. чел. Сумма продаж 31 трлн. долл. Доля экспорта в продажах 20%
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование «Триада» глобальных компаний Кеничи Омаэ (Kenichi Ohmae)
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Различия международного и национального бизнеса За счет использования страновых преимуществ международный бизнес расширяет горизонты постановки целей бизнеса и увеличивает арсенал средств их достижения. Фирмы получают возможность наращивать конкурентные преимущества, преодолевая ограничения, связанные с уровнем развития стран и в более широком смысле с условиями ведения бизнеса в одной стране. Различия национального и международного бизнеса наиболее ярко проявляются в тех аспектах деловых операций, которые тесно связаны с культурными различиями стран, где оперирует компания.
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Цели и формы международного бизнеса Цели Поиск и освоение новых рынков Поиск и использование эффективных ресурсов Формы Внешняя торговля товарами и услугами Международные инвестиции Лицензирование, создание совместных предприятий, заключение альянсов