Северорусский костюм или, как его ещё называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой известной частью этого костюма являлся САРАФАН. Его носили на Руси в будни и в праздники начиная с XIV – века.
В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шёлковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи – «ЕПАНЕЧКИ», «коротёны» - коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики.
Основу любого русского костюма составляла РУБАХА. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом. В южнорусском женском костюме или понёвном комплексе самой главной деталью была ПОНЁВА. Понёва - это прабабушка современной юбки. Понёва непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор.
П раздничный девичий костюм включал в себя «ПЕРЕДНИК» или, по-другому, «ЗАПОН», «ЗАНАВЕСКА», «НАГРУДНИК» - так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось КРАСНОМУ ЦВЕТУ..
Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «НАВЕРШНИК» - верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи. Одевали её поверх рубахи, понёвы и передника. Навершник всегда старались как-то украсить- вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блёстками.
Основными частями мужской одежды являются РУБАХА и ПОРТЫ «штаны». Праздничную одежду расшивали цветными шёлковыми нитями. Особое значение придавалось распо-ложению рисунка на рубахе. Нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди, наплечные (вошвы), наподольные. Порты были тёмных расцветок, иногда в полоску.
Выполнить эскиз современной одежды (мужской или женской) по мотивам национальных костюмов.