«Береги честь смолоду»(Проблема чести и долга в ис торическом романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкина) «Береги честь смолоду»(Проблема чести и долга в историческом романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкина) Проект для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы
Основополагающий вопрос: Разница в понятии «чести» и «долга» главных действующих лиц.
Проблемные вопросы проекта: Почему вопрос чести является одним из основных в данном произведении? Стремился ли Петр Гринев выполнить заветы отца? На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев соглашается или нет? Какие качества характера Гринева понравились Пугачеву и расположили к себе? Сберег ли Швабрин честь смолоду или откровенно проигнорировал ее?
Учебные вопросы проекта: Кто такой Петр Гринев? В чем специфика его жизненных взглядов? Что такое «пугачевщина»? Кто такой Швабрин? В чем специфика взглядов на жизнь Швабрина? В чем основная противоположность между Швабриным и Гриневым? Как можно определить жанр произведения? Какова система построения жизненных принципов и целей персонажей?
Вводные вопросы проекта История создания исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; Характеристика эпохи 1770-х гг.18 в.; В каких еще произведениях поднимается вопрос чести и долга?
Гринев Оппоненты Гринева; Авторская позиция в романе; Образ Швабрина в романе.
Выбрать внутри группы теоретика, оратора, компьютерщика. Подготовить презентацию (компьютерщик), подобрать краткий, полый материал (теоретик), выступить по выбранной теме (оратор).
Каждая группа готовит презентацию; Ораторы готовят устное выступление; Теоретики готовят статью для публикации в вики-среде.
До начала работы над проектом: участие в дискуссии по вводным вопросам (от 1 до 4 баллов); В процессе работы над проектом: Статья в вики-среде (от 1 до 5 баллов за каждую статью); После завершения работы над проектом: презентация каждой группы (от 1 до 10 баллов), выступление ораторов (от 1 до 10 баллов).