Развитие инновационного мышления на уроках, факультативных, элективных курсах и внеклассных мероприятиях. МАОУ « СОШ 42» Петропавловска - Камчатского городского округа 2013
Использование материала по инновационным принципам нужно рассматривать как классический кейс, то есть сборник описаний реальных ситуаций, цель которого – подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление. 3
Кейс – современный и состоявшийся метод обучения в экономике, медицине, менеджменте, прикладных науках и т. д. с безусловным приоритетом деятельностного подхода. 4
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям : соответствовать четко поставленной теме, проблеме и цели дискуссии ; иметь уровень трудности, доступный для учащихся ; иллюстрировать ситуацию с разных сторон примерами из реальной жизни ; 5
представлять наиболее типичные ситуации, связанные с темой дискуссии ; давать основу для размышлений и выработки решений ; стимулировать дискуссию. 6
Метод кейсов предполагает изучение предметов путем проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в определенной сфере деятельности. В нашем случае – это проблема созидания нового. 7
Задания для учащихся делятся на три группы : задания перед занятием ; задания для работы на занятии ; задание после занятия. 8
Задание перед каждой темой предлагаются для решения трех основных задач : Акцентировать внимание учащихся при работе с текстом. Актуализировать проблему через апелляцию к личностному опыту. Организовать поисковую активность учащихся, ориентированную на тему будущей дискуссии. 9
Основой методики обучения является дискуссия на занятии по заданной теме – проблеме и дальнейшего обсуждения в группах конкретных фрагментов этой проблемы с последующей презентацией результатов. Дискуссия предполагает предварительную подготовку к ней как учителя, так и учащихся. 10
Проведение дискуссии на занятии и дальнейшее обсуждение проблемы в группах, помимо организации самой процедуры обсуждения, предполагает повышенное внимание к презентации результатов работы каждой группы. 11
Критерии оценки презентаций могут быть : 1. выработаны преподавателем и предложены учащимися в начале курса ; 2. изменяться на каждом занятии ; 3. выработаны совместно с учениками в рамках отдельной проектной задачи. 12
Задания учащимся могут быть : индивидуальными ; групповыми ; по выбору. Сроки выполнения различные. 13
Развитие инновационного мышления проводится в нашей школе через : Развитие инновационного мышления проводится в нашей школе через : Факультативный курс в 9 классе « Человек и его здоровье ». Факультативный курс в 9 классе « Химия вредных привычек ». Факультативный курс в 8 классе « Химия и окружающая среда ». Уроки истории, физики в 11 классах ; экономики в 10 классе. Классные часы в 9 « А » классе. 14
Темы по развитию инновационного мышления, включенные в факультативный курс « Человек и его здоровье » Причины, влияющие на здоровье человека и факторы его определяющие. Основные группы вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики ). Гастрит. Мочевая инфекция. 15
Рациональное питание. Культура питания. Как питаться сегодня, чтобы жить и быть здоровым. Воздействие компьютера на здоровье человека. БАДЫ – польза и вред. Спортивная фармакология. 16
Тема : Основные группы вредных привычек ( алкоголь, никотин, наркотики ) I этап работы - до занятия : Действия учителя : 1) Собрать и сформировать кейс. 2) Определить основные и дополнительные материалы для работы по теме. 3) Разработать сценарий занятия, формат выступлений, презентации, систему оценки работы учеников. 17
Действия учащихся : 1. Выбор задания для формирования кейса ( подготовка презентаций « Вред алкоголя, никотина, наркотиков ») 2. Индивидуальная подготовка к его выполнению. 18
II этап работы - во время занятий Действия учителя : 1. Организация дискуссии по обсуждению кейса. 2. Деление класса на группы. 3. Руководство обсуждением презентаций. 19
Действия учащихся : 1. Задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывают варианты решений, слушают, что говорят другие. 3. Принимают решение или участвуют в принятии решения. 20
III этап работы - после занятия Действия учителя : 1. Оценка работы учащихся. 2. Оценка принятых решений. Действия учащихся : Выполнение индивидуальных заданий. 21
Факультативный курс « Химия вредных привычек » Химическое обоснование вреда курения (« Подгруппа углерода », « Элементы VIA группы ») Химическое обоснование вреда употребления алкогольных напитков (« Спирты », « Альдегиды ») Химия наркотических веществ (« Основы органической химии ») Химия жевательной резинки (« Соли. Гидролиз солей ») 22
Здоровому все здорово. Обоснование вреда употребления наркотиков. Подготовка агитационной программы для сверстников. Проектная работа учащихся. 23
Задачи курса: развивать у учащихся навыки самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; формировать умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; создавать условия для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков 24
Факультативный курс « Химия и окружающая среда » Темы : 1. Анализ различных напитков. 2. Анализ продуктов питания. 3. Питание и здоровье человека. 25
Проект : « Пусть пища будет вашим лекарством, нежели лекарство станет пищей » Учащиеся провели контрольную закупку колбасных изделий, молока разных производителей. Проделали опыты, сделали выводы. Дали рекомендации, продукты каких производителей не употреблять в пищу. 26
27
Интересный проект на тему : «Можно ли заменить кока-колу отечественными напитками?» Работая над этим проектом, учащиеся провели контрольную закупку различной минеральной воды. Проделав анализ, они сделали вывод о качестве различных напитков и с результатами выступили перед одноклассниками и другими учащимися
Курс истории России в 11 классе Темы : 1. Русские изобретатели. В. К. Зворыкин – один из изобретателей телевидения. И. И. Сикорский – конструктор первого в мире вертолета. 2. Н. А. Доллежаль – создатель ядерного реактора. 3. Ю. Б. Харитон – создатель ядерного щита. 29
4. Цели государства и ученых в атомных проектах. 5. Социальные инновации. Роль инноваций в повышении обороноспособности государства. 6. Молодежные инновации. Предпринимательство и инженерное творчество. 30
7. Заинтересованность государства в инновациях. Качества, свойственные инноваторам. 8.Нанотехнологии, сферы их использования. История создания. 9. Атомные подводные лодки. Подземные научные сооружения. 31
Цель работы : 1. Организация поисковой деятельности учащихся. 2. Формирование инновационного мышления. «Живая инновация» в работе классного руководителя
Формы работы: упражнения и тренинги игры и конкурсы беседы диспуты защита проектов презентации проектов классные часы минутки общения творческие мастерские
Классный час «Новое время новые профессии»
Попробуйте за 10 минут придумать профессию, которая, по- вашему, ещё не существует, и представить её.
Профессиональный сборщик ЛЕГО ( Калифорния ) – из деталей знаменитого конструктора эти люди создают порой целые ландшафты. Водители такси с караоке ( Хельсинки ) – такое такси стоит гораздо дороже.
Охотники ( Швейцария, Цюрих ) – они ловят убежавших у пассажиров птиц и зверей. Кокосовый инженер по технике безопасности ( Виргинские острова ) – Следит, чтобы падающие кокосы не нарушали покой постояльцев отелей
Должность обезьянщика ( Индия ) – отгоняет приматов от кушающих туристов. Переворачиватель пингвинов ( Антарктика ) Подводный пастух
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека Портрет современного инноватора
Задача инновационной деятельности – заинтересовать учащихся инновациями, которые являются самым увлекательным делом на свете и возможны в любой области. Умные, интеллектуально развитые и духовно созревшие люди идут сегодня в инноваторы.
Инноватором быть модно! Инноватором быть выгодно! Инноватором быть классно!!!