Использование сети Internet в решении задач менеджмента Выполнил Шуваев В.В.
Традиционный бизнес и электронный Еще несколько лет назад в России об электронном бизнесе можно было прочитать только по книгам. Подобный бизнес имел место в Америке, но у нас это была только теория и то в ограниченном количестве. Постепенно крупные фирмы стали внедрять современные информационные технологии. Поначалу использовался лишь электронный обмен данными по частным компьютерным сетям, немного позже банки стали успешно использовать выделенные сети для электронного перевода денежных средств. Но лишь в последнее время с ростом популярности Интернета, появлением новых технологий электронная коммерция вошла в жизнь и больших и малых торговых фирм, ну и конечно частных лиц.
Уже сегодня Интернет существенно влияет на бизнес. По мере его дальнейшего проникновения в деятельность все новых и новых фирм диапазон коммерческих отношений через Интернет существенно расшириться. Сегодня еще нельзя сказать, что все до одного коммерсанты думают об использовании Интернета, но в самое ближайшее время это станет обычным способов ведения дел (например, в стране проходит Федеральная программа подготовки управленческих кадров, где учатся руководители крупных фирм, что характерно, некоторые из них совершенно не умеют пользоваться компьютерами…. и т.п.)
Электронная коммерция Так что же такое электронная коммерция? Нельзя сказать, что электронная коммерция сводиться лишь к продаже и покупке товаров и услуг через Интернет. Действительно, электронная коммерция начиналась с операций купли-продажи и перечисления денежных средств по компьютерным сетям. Но сегодня это понятие существенно расширилось и включает торговлю принципиально новыми видами товаров, например информацией в электронном виде. Сейчас все большее внимание уделяется электронной коммерции, ориентированной на массового потребителя.
Электронная коммерция основана на структуре традиционной коммерции, а использование электронных сетей добавляет ей гибкость. Основные составляющие электронной коммерции: участники, процессы, сети.
Одна из последних информаций: 1. Общее количество постоянных пользователей Интернета в России составляет приблизительно 3 миллиона человек, а число людей, использующих Интернет с различной степенью регулярности, превышает 6 миллионов. 2. Средний возраст отечественного пользователя Интернета – 31 год % использующих Интернет россиян – женщины; 78% - мужчины. 4. Порядка 68% пользователей Интернета имеют законченное высшее образование, около 28,5% - среднее и лишь чуть больше 3% - неполное среднее образование % российских обитателей сети используют Интернет на работе и лишь 18% имеют доступ с домашнего компьютера.
Возрастное деление пользователей сети: лет – 15,7% года – 21,1 % года 28,8% года – 20,2% года – 11,7% - 55 и старше – 2,5%. Профессиональная принадлежность: - квалифицированные специалисты с высшим образованием – 31,1% - руководители высшего звена – 15,1% - технический и обслуживающий персонал – 14,3% - руководители среднего звена – 7%.
Распределение пользователей по городам: - Москва – 36% - Санкт-Петербург – 63% - Новосибирск – 2,6% - Екатеринбург – 1,8% - Краснодар – 1,4% - Владивосток – 0,98% - Иркутск – 0,97% - Самара – 0,86% - Нижний Новгород - 0,79% - Челябинск – 0,75% - Пермь – 0,71% - Ростов-на-Дону – 0,65% - Красноярск – 0,58% - Воронеж – 0,53% - Казань – 0,5% - Сургут и Омск – 0,45% - Томск – 0,4% - Другие города – менее 0,4%
Австралия – 36,5% населения Китай – 4,2% Австрия – 22,73% Великобритания – 32,53% Германия – 19,37% Италия – 19,1% Франция – 15,26% США – 48,7% Россия – 1,77%
Косвенная прибыль Организация производит какие-либо товары или услуги. Стимулирует продажи своей продукции с использованием рекламы. Создав свой сайт, эта организация рекламирует свой товар уже во Всемирной сети, привлекает потенциальных покупателей или клиентов и продвигает собственную торговую марке. Эта же организация осуществляет поиск партнеров или инвесторов с использованием электронной почты, междугородних телефонных переговоров. Что существенно снижает затраты. Так же происходит экономия на маркетинговом исследовании, которое в условиях Интернета можно сделать своими силами, не обращаясь в крупную фирму. Денежные суммы, полученные в результате посещения web-сайта такой фирмы, а также сэкономленные за счет использования Интернет составляют косвенную прибыль.
Прямая прибыль 1. организация виртуального магазина, посетитель которого может приобрести интересующий его товар, оплатив покупку любым доступным способом. 2. Создание электронных аукционов, посетители и участники которых выставляют на продажу собственные товары, а организаторы получают процент от заключенных сделок. 3. Продажа рекламной площади на популярном и хорошо посещаемом web-узле. Эту сферу бизнеса хорошо освоили владельца поисковых систем.
Российский Интернет В России с рынком электронной коммерции, как впрочем и в других областях, дела обстоят значительно хуже, чем за рубежом. Обусловлено это прежде всего тем, что принятая во всем мире оплата с помощью кредитных карт в России должного распространения так и не получила (владельцами кредитных карт в России являются прежде всего люди часто бывающие за рубежом, а карты отечественного производства имеют ограниченное хождение + высокая стоимость банковского обслуживания + налоговая политика = вероятность развития кредитных карт незначительна).
Далее, в нашей стране у людей старше 50 лет развито чувство страха к технике и поэтому число пользователей сети данного возраста в России крайне мало. Поэтому основную массу покупателей сети составляют люди от 18 до 49 лет, т.е. всего лишь порядка пяти миллионов человек. Помимо чисто технического неудобства проведения платежей при заключении сделок через Интернет развитие российского электронного бизнеса значительно тормозит плохо развитая инфраструктура доставки товаров. (товар часто доставляется испорченным – компакт-диски). Все это свидетельствует о том, что в России подавляющую часть электронного бизнеса (порядка 98%) составляют фирмы, получающие от использования сетевых технологий только косвенную прибыль. Однако, несмотря на объективные сложности, которые испытывает сейчас отечественная электронная коммерция этот рынок все же заметно развивается, о чем свидетельствуют результаты статистических исследований, проведенных российскими и зарубежными агентствами.