Технологии профессионального обучения, ориентированные на действия Методика дидактических задач Методика направляющего текста
Методика дидактических задач Ядром обучения методике дидактических задач становится понимание поставленного профессионального задания, добывание информации и планирование работы, выполнение деятельности, её контроля и оценки.
1. Информация Занятие начинается с постановки профессионально-практического задания (дидактической задачи). Так как с помощью ранее полученных знаний и умений задание решить нельзя, студенты запрашивают недостающую информацию. Педагог держит её наготове в форме информационных листов, инструкций и т.д.
2. Планирование Обучаемые на основе изученной информации индивидуально определяют возможные пути решения проблемы, выстраивая этапы профессиональной деятельности.
3. Принятие решения Определяется оптимальный путь решения задачи, осуществляется оценка последствий принятия мер. Работа на этой фазе занятия может быть как индивидуальной, так и групповой.
4. Выполнение За планированием решения задачи следует воплощение запланированного в конкретные действия.
5. Контроль После выполнения задания наступает этап контроля сделанной работы. На этом этапе устанавливается, достигнута ли цель действия.
6. Оценка Студенты оценивают не только целесообразность стратегии работы, но и кооперацию в группе и др. Оценке подлежит успешность профессиональной деятельности: что ей содействовало, что мешало.
Выделяют два варианта методики – задание и анализ Задания – это такие методические варианты, в которых студенты должны искать решение для открытой ситуации, планировать выполнение отдельных операций и шагов. В случае анализа исследуются готовая продукция или последовательность ее выполнения, анализируются функционирование продукции или ее частей.
Формулирование задачи Задание 1. В салоне-парикмахерской резко возросли финансовые потери, связанные с отклонением от качества. Для решения проблем качества Вам, как технологу, предстоит проанализировать отклонения от качества и выявить дефекты, приносящие наибольший ущерб салону. При выполнении задания используйте статистические методы контроля качества.
Анализ 1. При построении диаграмм Парето для анализа причин отклонений от качества в салоне технолог выполнил следующие действия: 1. Определил удельный вес потерь по каждому из отклонений. 2. Построил столбчатый график, откладывая на оси абсцисс виды брака, а по оси ординат финансовые потери. 3. Построил диаграмму сумм финансовых потерь с нарастающим итогом. 4. Определил группу дефектов А, В, С. 5. Выделил для анализа группу дефектов С. Проанализируйте действие технолога, определите возможные ошибки и исправьте их.
Методика направляющего текста Основная идея направляющих текстов – «обучи себя сам». Суть ее заключается в приучении студентов к самостоятельной работе, выработке социального поведения и навыков общения. Предполагается, что направляющий текст, информационный текст должны стать средством руководства самостоятельной работой студентов и заменить устный инструктаж мастера, преподавателя.
1. Знакомство с поставленной задачей. В начале обучения педагог представляет задание и вместе с ним обучающие цели. Для выполнения задания студенту необходимо воспользоваться направляющим текстом. Направляющий текст представляет собой содержательный и методический компонент. Содержательный компонент дает направление к поиску информации, необходимой для выполнения деятельности. Методический компонент содержит информацию о последовательности шагов теоретического обучения и выполнения практического задания.
2. Теоретическая работа Направляющие тексты организуют познавательную деятельность студентов с помощью наводящих вопросов. Задача этого этапа заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельно находить необходимую для себя информацию из различных источников. Преподаватель является консультантом.
3. Оценка теоретической работы После изучения теоретической информации у студентов возникает потребность обменяться мнениями о прочитанном материале, чтобы проверить, правильно ли они поняли информацию. На этом этапе преподаватель может проверить, имеют ли обучаемые достаточную теоретическую базу знаний для выполнения практического задания.
4. Планирование После проработки теоретических основ и обмена мнениями о том, все ли правильно понято, начинается работа по планированию. Студенты должны определить свои шаги деятельности, выбрать инструменты, материалы и т.д. Во время фазы планирования преподаватель также ограничивается ролью консультанта.
5. Исполнение и контроль Студенты в соответствии с разработанным планом выполняют задание. Преподаватель является консультантом. В практической работе обычно используется самоконтроль – визуальный и функциональный.
6. Оценка и заключение По окончании практической работы проводится оценивание. Сначала студенты самостоятельно оценивают свои результаты при помощи оценочных и контрольных листов. Может быть интересна и взаимопроверка. После самооценки педагог дает свою оценку. При контроле качества обсуждаются ошибки и способы их предупреждения.
Конструирование направляющего текста сформулировать задание в форме конечной цели – результата деятельности, определить необходимые и достаточные действия, необходимые для выполнения задания и их последовательность, установить источники информации, сформулировать наводящие вопросы, которые помогут студентам спланировать свою деятельность.
Действия ЗнанияИсточник информации Наводящие вопросы Определить, какие функции выполняет маркетинг Основные функции маркетинга Каковы основные функции маркетинга? Выявить, из каких подфункций состоят функции маркетинга Состав и характеристика подфункций маркетинга Из каких подфункций состоят функции маркетинга? Определить, этапы организации маркетинга и их последовательность Наименование этапов организации маркетинга и их последовательность Каковы этапы организации маркетинга? В какой последовательности они осуществляются?
Технологическая карта Одним из средств, обеспечивающих «развивающую» стратегию в управлении образовательным процессом, может быть технологическая карта педагога, представляющая собой форму планирования учебного процесса. Её особенностью является единство традиционного тематического и поурочного планов, представление учебного процесса на уровне технологии, описание деятельности педагога и обучающихся.
Элементы технологической карты цели обучения, содержание обучения, процессы преподавания, процессы изучения, средства обучения, формы дидактического взаимодействия на занятии.