Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 4 ЗА НАШУ ПОБЕДУ! ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ гг. Составитель: Вьюгина Н.Ю. учитель изобразительного искусства
Плакат Великой Отечественной войны одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.
Основной целью военного плаката во все времена было поднять боевой дух армии, и призвать на поле боевых действий как можно больше людей, способных держать оружие и обороняться. Но вот способы изображения у разных стран были совершенно разными. Чтобы далеко не ходить возьмем, к примеру, советские военные плакаты, так как они наиболее полно отражают специфику данного вида изображений.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года художники Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката.
Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову.
Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!», созданный художником Ираклием Тоидзе ( ). Идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
В числе плакатных листов июня 1941-го работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Сюжет плаката и его художественное решение напоминают плакат Кукрыниксов. Найдена удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии.
Среди многих искренних работ тех дней лист В.Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ.
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.
Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше дело правое победа будет за нами».
События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети.
Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу.
Недаром художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену дома, который защищал от врага красноармеец- пулеметчик. Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!»
Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко- фашистской армаде и отбросить врага от Волги (плакат В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград», 1942).
Творчество Виктора Иванова наиболее ярко проявилось в листах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина. До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок.
В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.
Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал А.Кокорекин. Работы художника готовили советских людей к скорой встрече с героями-воинами (плакат «Воину-победителю всенародная любовь!», 1944). На плакате В.Корецкого «Не унесут фашистов ноги добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимости расплаты врага за все причиненные народам страдания.
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.
Плакат Иванова В.С. «Мы победили! Слава нашему великому народу, народу-победителю!» год.
). Плакат «Слава воину- победителю» принадлежит кисти известного советского художника Виктора Климашина ( ). в плакате выражается благодарность солдатам-героям.
Искусство плаката уникально тем, что позволяет немедленно откликнуться на происходящие события, передать идею, заложенную автором, предельно ясно и кратко. Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих боевые и трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире.
Используемая литература 1. И.Смольников Мастерская солнца. Л Детская литература А.В.Парамонов, С.М.Червонная Советская живопись. Мосвка Просвящение А.Шклярук Плакаты Великой Отечественной войны гг. Используемая литература 1. И.Смольников Мастерская солнца. Л Детская литература А.В.Парамонов, С.М.Червонная Советская живопись. Мосвка Просвящение А.Шклярук Плакаты Великой Отечественной войны гг.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!