ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
План. 1. Бытие и познание. 2. Познаваемость мира как философская проблема. 3. Познание как деятельность. 4. Чувственное познание. 5. Рациональное познание. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §21 (пересказ)
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ «Знание сила» Ф.Бэкон БЫТИЕ понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. ОНТОЛОГИЕЙ (от греч. слов «сущее» и «понятие», «учение») - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, вопрос о том, что такое сущее» Аристотель
ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант)
ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Знание – как результат процесса познания
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: непосредственное восприятие предмета систематизация информации классификация полученных данных формирование понятий Пять основных чувств зрение, слух, осязание, обоняние, вкус
ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ Рациональное познание, в отличие от чувственного: 1)дает истинные знания о предмете 2)опирается на ощущения 3)расширяет представления о мире 4)использует логические умозаключения Психологи определяют рациональное познание мышление как процесс решения проблем.
ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Логически обобщенный образ предмета П онятие
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ обобщение анализ разложение целого на части синтез объединение частей в единое целое сравнение сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий Абстрагирование формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему