Профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального района в 2010 – 2011 учебном году ведущий специалист Управления образования И.Б. Быкова
Основание тематической проверки - план работы Управления образования на 2010 год - Приказ Управления образования от года «О проведении тематической проверки «Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального района в 2010 – 2011 учебном году»
Цель проверки: контроль за организацией профориентационной работы Объекты проверки: -МОУ «Каслинская СОШ 27» -МОУ «Береговская СОШ» -МОУ «Шабуровская СОШ» - МОУ «Маукская ООШ 35»
Методы изучения анализ нормативно-правового обеспечения профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях; собеседование с администрацией общеобразовательных учреждений; анализ программно-методического обеспечения элективных курсов предпрофильного и профильного образования, профильных предметов, учебных планов общеобразовательных учреждений, расписания занятий, системы мониторинга образовательного запроса учащихся, информационных банков данных по предпрофильному и профильному образованию, информационно-аналитических и инструктивно- распорядительных материалов, системы накопительной оценки достижений учащихся и фиксирования ее в портфолио; проверка планов воспитательной работы, журналов элективных курсов, портфолио учащихся; анкетирование учащихся 9-11 классов.
Профориентационная работа в общеобразовательном учреждении - это система подготовки учащихся к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.
Нормативно-правовые документы -Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования -Устав общеобразовательного учреждения - программа развития общеобразовательного учреждения - приказ Управления образования о начале учебного года - положение об элективных курсах в системе профильного обучения и предпрофильной подготовки - положение о профильном и предпрофильном образовании - программа предпрофильного и профильного образования - положение о портфолио учащихся (27, Береговой, Шабурово) - программа профориентационной работы (27, Маук)
Учебные планы профильного образования в учебном году реализуют: - МОУ «Каслинская СОШ 27» - МОУ «Береговская СОШ» В рамках индустриально-технологического профиля в МОУ «Береговская СОШ» осуществляется начальная профессиональная подготовка учащихся старшей школы по специальности «водитель категории В, С». Общеобразовательное учреждение имеет соответствующую материально-техническую базу. Специальная профессиональная подготовка учащихся проводится на базе учебных мастерских. Специальность «водитель категории В, С» лицензирована, по окончании школы выпускники имеют возможность получить свидетельство о присвоении соответствующего профессионального разряда.
Цели профориентационной работы оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
Задачи профориентационной работы -ориентация школьников в мире профессий и возможных маршрутах получения профессионального образования -психологическая помощь в адаптации подростков при переходе на профильное обучение -методическое и организационное сопровождение профориентационной работы в образовательном учреждении -мониторинг готовности к профессиональному самоопределению подростков 9-11 классов -выработка у учащихся осознанного отношения к труду и профессиональной деятельности, позитивный образ профессионала -развитие потребности в труде, технических и творческих способностей, профессионально важных качеств личности -формирование трудовых навыков и умений, технологических и первоначальных профессиональных знаний -развитие способности адаптироваться к различным видам деятельности, быстро осваивать различные технологические средства и проектировать свое личностное и профессиональное развитие -ознакомление с востребованными профессиями и современными требованиями регионального рынка труда
Информационные условия для организации и реализации профориентационной работы - банки данных - образовательного запроса учащихся - элективных курсов - выбора выпускниками школы экзаменов - дальнейшего обучения выпускников - диагностических методик - материально-технических условиях и информационных ресурсах для организации и реализации профильного обучения (Береговой) - программы элективных курсов
Вопросы, связанные с организацией профориентационной работы, отражены в годовом плане работы МОУ «Каслинская СОШ 27», МОУ «Береговская СОШ», МОУ «Шабуровская СОШ» и находятся на контроле администрации. Профориентация реализуется через учебно- воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, работу с родителями.
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе Зам.директора по УВР и ВР Учителя- предметники Библиотекарь Социальный педагог Классный руководитель Психолог Медицинский работник
Этапы профориентационной работы 1-4 классы 5-7 классы 8-9 классы классы
Принципы профориентационной работы в школе систематичность и преемственность дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций связь профориентации с жизнью
Система профессиональной ориентации учащихся - профинформирование - профпросвещение - знание мира профессий - представления о требованиях к каждой профессии и человеку - знание о типах учебных заведений, - знание о востребованности профессии на современном рынке труда - профконсультирование - получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента
Профориентация в учебном процессе -профильные предметы -элективные курсы -учебный предмет «технология» Содержание образовательных программ профориентационной направленности реализуется в тесной взаимосвязи с профориентационной работой в общеобразовательных учреждениях и направлено на пошаговое формирование профессионального самоопределения учащихся в процессе школьного обучения:
1 – 4 классы: - формирование добросовестного отношения к труду - формирование понимания роли труда в жизни человека и общества - развитие интереса к миру профессий - установка на выбор профессии в будущем 5 – 9 классы: - создание условий для осознания учащимися своих интересов, способностей, ценностей, связанных с выбором будущей профессии и своего места в обществе - формирование позитивного отношения к трудовой деятельности - акцентирование внимания на необходимости выбора профиля обучения на основе знаний об особенностях и требованиях различных профессий
10 – 11 класс - средоточение внимания на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности - оценка и коррекция профессиональных планов с учетом специфики и особенностей социально- экономического развития региона и потребностей регионального рынка труда - знакомство учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности - самоподготовка к избранной профессии и саморазвития в ней
Направления и формы работы профориентационной работы с учащимися - система классных часов - беседы - анкетирование - диагностика - консультирование - тренинги - проведение экскурсий - встречи с представителями предприятий, учебных заведений
Результаты анкетирования учащихся Вопрос анкеты 9 класс 10 класс 11 класс Знают о своих интересах, способностях, склонностях и индивидуальных качествах 92,3 %100 % Знают многообразие мира труда профессий, сторон профессиональной деятельности 89,7 %100 %84,2 % Имеют достаточную информацию о мире профессий и путях их получения 64 %85,7 %73,6 % Знают о необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями 95 %100 %84,2 % Уверены в социальной значимости выбранной профессии 89,7 %42,8 %84,2 % Понимают и осознают значимость предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, их значения для профессионального 87,2 %100 %84,2 % Положительно относятся к продолжению обучения в соответствии с избранной профессией 97,4 %85,7 %94,7 %
Результаты анкетирования учащихся Вопрос анкеты 9 класс 10 класс 11 класс В профессиональном самоопределении учащимся оказывают помощь: родители 82 %86,7 %78,9 % В профессиональном самоопределении учащимся оказывают помощь: педагоги 71,7 %57,1 %57,8 % В профессиональном самоопределении учащимся оказывают помощь: директор школы 15,3 % В профессиональном самоопределении учащимся оказывают помощь: классные руководители 57,8 % В профессиональном самоопределении учащимся оказывают помощь: знакомые, друзья 15,3 %21 %
Результаты анкетирования учащихся Вопрос анкеты 9 класс 11 класс Для более эффективной помощи школьникам в выборе будущей профессии в школе недостаточно: МОУ «Каслинская СОШ 27» элективных курсов – 6 % МОУ «Береговская СОШ» элективных курсов – 8 % кружков по интересам – 4 % информации о профессиях – 18 % литературы о мире профессий, об учебных заведениях – 27,2 % встреч с представителями учебных заведений – 18 % специального оборудования – 27,2 учебных предметов – 18 %
Результаты анкетирования учащихся Вопрос анкеты 9 класс 11 класс Для более эффективной помощи школьникам в выборе будущей профессии в школе недостаточно: МОУ «Шабуровская СОШ» информации о соответствии учебных предметов профессиональной ориентации – 9 % экскурсий – 18 % консультаций, дополнительных занятий – 45,4 % информации о мире профессий – 18 % МОУ «Маукская ООШ 35» экскурсий – 100 % заинтересованности педагогов – 28,5 % видеоинформации – 71,4 %
Выводы В проверенных общеобразовательных учреждениях имеются нормативно-правовые, информационные условия для организации и реализации профориентационной работы с учащимися, что позволяет облегчить мотивацию выбора учащимися направления дальнейшего обучения; придать школе гуманистический характер, предоставляя каждому ученику право выбора профиля обучения или собственной образовательной траектории. В проверенных общеобразовательных учреждениях профориентационная работа ведётся удовлетворительно.
Рекомендации Руководителям общеобразовательных учреждений: - продолжить профориентационную работу с учащимися - вовлекать в профориентационную работу учащихся начальной школы - продолжить систематический мониторинг образовательного запроса учащихся - усилить контроль профориентационной работы на всех ступенях обучения