ТЕМА: ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ: ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни. Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни
Потери можно разделить на ТРИ ТИПА: Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Любой тип потери для ребенка (игрушка, вещь, обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью и т.д.) относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются: -проблемами со здоровьем, -потерей или разлукой с любимыми людьми, -потерей самоуважения.
БОЛЬ ОТ ПОТЕРИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ И НЕ ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД ИЛИ ДАЖЕ СПУСКАЕТСЯ НА СТУПЕНЬКУ НИЖЕ В СВОЕМ РАЗВИТИИ
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Вы должны предвидеть, что ПРОШЛЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше взаимодействовать со взрослыми. Но для новых условий эти стереотипы не подходят.
Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни.
ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ЗЛО ИЩИТЕ БОЛЬ
Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.
Случай 1 Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.
Пять стадий переживания потери 1. ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ 2. ГНЕВ 3. ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ 4. СТРАХ / "ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ 5. УПОРСТВО
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Процесс скорби: Это нормальная часть человеческой жизни. Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение. Требует, чтобы близкие люди объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением. Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Перемещение / потеря - это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них, значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребенком и новой семьей.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Для ребенка крайне важным является, чтобы взрослые демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что: их чувства и эмоции очень важны; о них будут заботиться; их потребности могут быть выражены и приняты позитивно; родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.
Взрослые могут помочь ребенку при встрече с горем, используя следующие рекомендации: Говорите открыто и честно: Незамедлительно расскажите о смертном случае и дайте конкретную информацию о том, что произошло. Скажите, что умерший никогда не вернется. Расскажите о церемонии прощания и похоронах.
Избегайте неясностей: Не говорите о «путешествии» или «сне». Избегайте абстрактных объяснений. Давайте объяснения, подходящие возрасту ребенка.
Помогите ребенку понять: Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. Пройдите через то, как разворачивались события, несколько раз. Прислушайтесь к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло. Позволяйте ребенку рисовать и играть, чтобы он, таким образом, высказал свои чувства. Позвольте ребенку старшего возраста написать о произошедшем в дневнике, стихотворение, сочинение.
Сделайте потерю реально ощутимой: Позвольте ребенку видеть мертвого. Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. Часто вспоминайте ушедшего, сделайте фотоальбом, смотрите на фотографию и видео. Берите ребенка с собой на кладбище. Печаль, тоска – естественные реакции даже у детей. Покажите, что такие чувства разрешены.
Успокойте беспокойство ребенка, что он или его родители скоро умрут: Говорите с ребенком о его страхах. Уверьте ребенка, что подобные смертные случаи бывают очень редко.
Приглушите чувство вины ребенка: Поговорите серьезно с ребенком, если он показывает чувство вины. Убедите ребенка, что ничего, о чем он думал или, что он сделал, не привело к смертному случаю.
Не отступайте от заведенного порядка: Постарайтесь не разлучать ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие из дома может быть причиной беспокойства. Попытайтесь сохранить заведенный порядок вашего дома. Согласитесь с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите. Не затягивайте с возвращением ребенка в школу или детский сад.
Спасибо за внимание!