А. Грин. Судьба и личность писателя в произведениях. Автор презентации: Применко В.Г.
Цель урока Проследить, как отразились в произведениях Грина судьба автора, его личность; понять смысл рассказа «Зелёная лампа», особенности художественного стиля писателя.
Прочитайте статью об А.Грине и ответьте на вопросы Каким вам представляется этот человек? Как отразились в его произведениях факты биографии, раздумья, мечты, черты характера?
Посмотрите на портрет писателя. Как это изображение соотносится со статьёй о Грине?
Где и когда происходит действие рассказа? В чём смысл точной датировки? Рассказ «Зелёная лампа»
Рассказ имеет чёткие пространственно- временные рамки: Лондон, центр города – ул. Пикадилли, гг. Точные названия и даты создают установку на достоверность изложения.
Особенности композиции рассказа Композиция – построение произведения.
Рассказ делится на две части: в первой описан «эксперимент» Стильтона, а во второй – итоги этого «эксперимента».
Какова тема этого рассказа? «Зеленая лампа» А.Грин
Тема богатых и бедных звучит как тема двух характеров, зависящих не только от судьбы, но и от собственной воли.Тема богатых и бедных звучит как тема двух характеров, зависящих не только от судьбы, но и от собственной воли.
В чём, по-вашему, заключается главная мысль произведения?
Чем безрадостнее и труднее жизнь, тем сильнее стремление человека к мечте. «Если желание сильно, то исполнение не замедлит». Надежда и желание осуществить мечту помогают людям жить.
Какие строки А.Грина вы бы взяли эпиграфом к рассказу?
«Чудеса надо делать своими руками». «Алые паруса»А.Грин «Мечта разыскивает путь,– Закрыты все пути; Закрыты все пути; Мечта разыскивает путь,– Мечта разыскивает путь,– Намечены пути; Намечены пути; Мечта разыскивает путь,– Мечта разыскивает путь,– Открыты все пути». Открыты все пути». А.Грин «Движение», 1919 г.
Какой художественный приём, знакомый вам по произведению Л.Н.Толстого, лежит в основе рассказа «Зелёная лампа» ? Приведите примеры использования этого приёма.
Антитеза – контрастное изображение, противопоставление. Антитеза проявляется и в композиции, и в сюжете, и в отношении героев к жизни, в символике образов. Бродяга Джон-миллионер Стильтон; мрачный дом,темнота улицы-мягкий свет лампы.
Посмотрите на схему к рассказу. Как вы её объясните?
«…зажигайте… хотя бы спичку» «…лампа, озаряющая темноту ночи…» «Если желание сильно, то исполнение не замедлит».
Чем же явилась зелёная лампа для героев произведения?
Для Джона-средством для выживания. Для Стильтона- игрушкой, развлечением, но и светом, озарением.
Вопросы: 1. Фамилия одного из героев рассказа?
Вопросы: 2. Профессия Джона Ива?
Вопросы: 3. Приём, используемый автором в рассказе.
Вопросы: 4. Имя самой известной героини произведений Грина.
Вопросы: 5. Улица, на которой происходит действие рассказа «Зеленая лампа».
Молодцы!
Хотите ли вы продолжить знакомство с произведениями А.Грина? Если хотите, то прочитайте одно из его произведений: «Алые паруса», «Акварель», «Победитель». Желаю удачи!